Глава VI
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
«Цитатничество» не имеет с этим ничего общего. В диафильме ему, как и в других областях культуры, была отдана дань с небольшой лишь поправкой на специфику. Наш зритель знает, как часто диафильмы публицистического или научно-популярного жанра начинались с объемистого «титра-кирпича», содержащего цитату из сталинских сочинений, причем цитата далеко не всегда помогала раскрытию темы. Порой она приводилась в качестве догматического положения в ущерб действительно нужной цитате (или ее пересказу) из трудов авторитетных в данной области ученых, в ущерб высказываниям классиков марксизма-ленинизма или же взамен интересных и важных соображений, принадлежащих видным деятелям партии — ленинцам, ссылаться на которых, говоря канцелярским языком, «не представлялось возможным».
Притягивание цитат, стремление загородиться цитатой, боязнь отойти от текста узаконенного документа — все это было серьезной болезнью диафильмов, которая влекла за собой ряд последствий. Из них более или менее обычными были разного рода штампы и газетный язык (а газетный язык того периода отличался сухостью, казенщиной в силу гипертрофированной до предела осторожности).
Культ личности Сталина породил еще одно явление, наложившее свой отпечаток на диафильмы, — это своеобразная идиосинкразия к вопросам художественной формы. Понятие социалистического реализма крайне сузилось. В формалисты были зачислены такие мастера живописи, графики и скульптуры, как В. Фаворский, О. Голубкина, П. Кузнецов, В. Горяев. К формалистским вывертам были отнесены такие крупные достижения культуры, как искусство французских импрессионистов, театр В. Мейерхольда, музыка С. Прокофьева.
Студия «Диафильм» в пятидесятых годах сумела создать ряд новых видов диапозитивных фильмов, в частности — искусствоведческие. Однако многие вопросы искусства освещались односторонне. Советская живопись и графика не находили должного отражения в диафильмах.
Около 90 процентов в тематике изобразительного искусства занимали тогда диафильмы о передвижниках. Диафильмы-биографии, монографии, обзорные диафильмы издавались и переиздавались из года в год. Это, конечно, хорошо. Но как ни значительна роль передвижников в истории русского искусства, однако это далеко не вся история изобразительного искусства. Суженный тематический охват создавал волей или неволей у зрителя диафильмов обедненное представление о богатствах советского, классического русского и мирового искусства.
Решения партии, принятые на XX и XXII съездах, оказали могучее, благотворное влияние на развитие советской культуры, предопределили тот значительный взлет в искусстве, не видеть который может разве только человек с врожденным дефектом зрения.
В диафильме также произошло несомненное оживление и высвобождение творческих возможностей, которые раньше реализовались далеко не полностью. Не случайно, разумеется, этот взлет особенно отчетливо проявился в годы, протекшие с XX съезда КПСС.
За эти годы появились десятки диафильмов на проблемные, непреходящего значения темы. Издан двухчастевый диафильм «К. Маркс и Ф. Энгельс». Отметим кстати, что студия еще в сороковых годах пыталась издать такой диафильм, но все усилия ее не увенчались успехом. Подготовленный макет лег на полку.
Создана была серия диафильмов о Владимире Ильиче Ленине — «В. И. Ленин в Поволжье» (в двух частях), «В. И. Ленин» (в пяти частях), «Дом музей В. И. Ленина в Ульяновске», «В. И. Ленин в Кремле», «Ленин в Горках», «Ильич живет в Ленинграде», «Рассказы о Ленине», «По залам Центрального музея В. И. Ленина» (в шести частях). Кроме того, выпущено более 10 детских диафильмов о Ленине. Таким образом, за эти годы составилась целая библиотечка диафильмов о великом вожде, тогда как за два предшествующих десятка лет не было издано ни одного публицистического диафильма, посвященного жизни и деятельности Владимира Ильича.
Не случайно только после разоблачения культа Сталина появились диафильмы, посвященные соратникам Ленина и зарубежным борцам за коммунизм. Во второй половине пятидесятых годов наши зрители увидели диафильмы о Я. М. Свердлове, Ф. Э. Дзержинском, С. Орджоникидзе, о М. В. Фрунзе, Кларе Цеткин, Эрнсте Тельмане, а в 1960 и 1961 годах серия о борцах-революционерах обогатилась диаочерками: «Н. Э. Бауман», «И. А. Бабушкин».
Никогда в годы культа личности в диафильмах не освещались полно и разносторонне съезды КПСС, решения партии и их претворение в жизнь. Ныне пропагандист, агитатор, лектор может подобрать целые циклы диафильмов о XX съезде партии, получить для своих бесед большую серию диафильмов «Семилетка в действии», показать ряд диапозитивных фильмов о людях маяках, о строителях коммунизма. Надо также отметить, что диафильмы стали быстрее откликаться на запросы современности. Теперь уже редко встречается разрыв в полгода, а то и в год между каким-либо событием и выходом в свет диафильма на эту тему.
Накануне XXII съезда КПСС уже был издан диафильм «Навстречу XXII съезду», а в ноябре — декабре 1961 года появился диафильм пособие, отображающий основные проблемы, поставленные Коммунистическим манифестом нашего времени — новой программой Коммунистической партии Советского Союза. Это диафильм в 14 частях с подбором иллюстративного материала по Программе КПСС в помощь пропагандисту. Выпущен также ряд очерковых диафильмов, рассказывающих о съезде, о программе, о плане строительства коммунизма.
Давно назрела потребность в наглядном пособии с систематическим широким подбором иллюстративного материала по истории Коммунистической партии. Мысли о создании такого диафильма высказывались еще много лет назад. Однако осуществлены они не были. Ведь даже в самом подборе иллюстраций существовало столько ограничений, что из-за одного этого создать диафильм по истории партии было чрезвычайно трудно.
Диафильм по истории КПСС впервые был составлен в 1961 году. Диафильм этот — обширная серия иллюстративного материала, расположенного в последовательности основных разделов учебника. Вряд ли мы ошибемся, сказав, что эта серия явится трудно заменимым пособием для любого пропагандиста, агитатора, лектора, для школ партийного обучения, народных университетов, да и для любого педагога-историка.
Нет смысла перечислять всю тематику диафильма. Важно, однако, отметить то новое, что появилось в ней за последние годы.
Одним из больших тематических циклов явились диафильмы о странах социалистического лагеря, об историко-революционном прошлом их народов, но главное, об их современности — о строительстве социализма в Китае, ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии. Диафильмы эти систематически обновляются, переиздаются или составляются заново в связи с быстрым развитием братских республик. Многие из этих диафильмов создавались в тесном творческом содружестве между студией «Диафильм» и студиями социалистических стран. Последние давали для серий иллюстративный материал, а иногда по тематическому заданию Московской студии составляли и сценарные разработки.
Важное место по своему значению и по удельному весу в тематике студии заняли такие вопросы, как борьба за мир, национально-освободительное движение народов колониальных и полуколониальных стран. Если в сороковых годах студия предпринимала еще первые опыты создания диафильмов на эти сложные и чрезвычайно трудные для инсценирования темы, то с начала пятидесятых годов она ежегодно выпускает десятки таких диафильмов.
«Людям нужен мир», «Два мира — две юности», «Индийская республика», «Иракская республика», «Куба», «Конго», «На берегах Нила», «Судан» — вот примеры диафильмов этого цикла.
Между советской студией «Диафильм» и предприятиями ряда зарубежных стран установились деловые связи, наладился обмен информацией, проводится эпизодический обмен образцами диафильмов.
О повышении интереса зарубежных читателей к советскому диафильму можно судить и по тому, что в студию «Диафильм» стали поступать не только запросы на определенные серии, но и просьбы выпустить для заграницы те или иные диафильмы. По заказу из Франции в 1958 году студией был выпущен целый цикл диафильмов, отражающих различные стороны жизни советских людей. В этот цикл вошли диафильмы: «Советская женщина», «Советская молодежь», «Советское крестьянство», «Культура и искусство в СССР».
Оживление многообразных связей между Советской страной и заграницей вызвало к жизни новый круг тематики, в частности публицистическую хронику, посвященную выдающимся международным событиям. Из этих хроникальных диафильмов наиболее значительными являются серии о всемирных фестивалях молодежи, «На Всемирной выставке в Брюсселе», диафильмы об исторических визитах Н. С. Хрущева в зарубежные страны.