Глава VI
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
Полю Сезанну дана такая характеристика: он «главное внимание уделял передаче цветом объема и формы предметов, тщательно продумывая композиционную структуру картины». В самом деле, Сезанн — замечательный мастер цветовых объемов и композиции. Но дело в том, что это определение низводит искусство Сезанна на уровень только формальных исканий. Вот если бы к приведенной формулировке добавить два-три кадра, в которых рассказать, что Сезанн, как немногие, любил простую жизнь, ценил труд простого человека. Горшки, деревянный стол, клеенка под его кистью становятся пленительными. Взять кусок жизни простой и грубой и вознести ее до уровня большого искусства — так определял художник свое кредо.
На заре искусствоведческого жанра в диафильме была также и еще одна существеннейшая препона, затруднявшая новаторские искания — культ Сталина. Этим объясняется, что в ранних диафильмах в тени оставалось великое искусство М. Врубеля, обходились стороной В. Борисов-Мусатов, Н. Рерих и многие другие. Все это теперь уже в прошлом.
Искусствовед Н. Каменский как-то на совещании творческой секции сказал: «Писать диафильмы об искусстве или очень трудно, или очень легко. В первом случае надо очень много знать, во втором случае можно почти ничего не знать».
Посмотрим, можно ли при скупых возможностях диафильма добиться полноценного с точки зрения искусствоведения освещения творчества того или иного художника.
В диафильме о Рембрандте, сделанном академиком М. Алпатовым в 1956 году, первое, что сразу покоряет зрителя,— это непринужденный, изящный и вместе с тем строгий язык рассказчика. Идет речь о жизни художника — биография Рембрандта проходит целиком на его же картинах, рисунках, офортах. Мы видим на экране юношу, сына мельника (автопортрет), видим его мать, чувствуем обстановку, окружавшую художника в годы юности, улавливаем симпатии молодого художника, которые в первых произведениях лежали на стороне простого народа (офорты «Морильщики крыс», «Нищие»). Автор смело вводит титры. Они довольно длинны, но, написанные простым и образным языком, не утомляют зрителя — в них содержится каждый раз новая завязка, переход к новому этапу жизни художника... Переезд в Амстердам, знакомство с видными учеными и художниками. Первые успехи. Женитьба на Саскии... И снова па экране рисунки и картины Рембрандта: «миловидный облик Саскии» — ее черты Рембрандт воспроизводит в ряде картин. Зритель уловит их в невесте Самсона и в знаменитой Данае. Праздничным, полным ликования, сверкающим автопортретом с Саскией на коленях «Рембрандт как бы призывает зрителя порадоваться вместе с ним его счастью и удаче в жизни». «В автопортрете 1640 года Рембрандт предстает таким преуспевающим в жизни и уверенным в себе, что в нем трудно узнать «парня с мельницы, каким он выглядел в Лейдене».
1642 год — переломный год в жизни и творчестве Рембрандта. «На нас смотрит усталое, не по годам постаревшее лицо художника». Умерла Саския... Примерно в это же время новый удар — от Рембрандта отворачиваются голландские бюргеры, перестав заказывать ему картины.