Глава VII
О ЗВУКОВОМ ДИАФИЛЬМЕ
О ЗВУКОВОМ ДИАФИЛЬМЕ
Осенью 1958 года в Московском Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького была открыта выставка, посвященная Дню кино. На ней демонстрировались и звуковые диафильмы.
Вот выборки из книги отзывов этой выставки.
«Маленький уголок, отведенный диафильмам, оказался самым оживленным на выставке. Очень радует забота о воспитании и развитии детей. Озвученные диафильмы помогают воспринимать их с большими эмоциями. Просим энергичнее внедрять хорошую и полезную мысль»,— пишет педагог Кравцова.
«Случайно зайдя в павильон диафильмов, я с большим интересом просмотрел озвученные диафильмы. Мне кажется, что в дальнейшем необходимо расширять и продолжать это полезное дело. Озвученный фильм смотрится гораздо интереснее. Инженер-конструктор В.».
«Все очень здорово. Первый раз увидела вашу работу—спасибо. Марина А.».
«От имени группы родителей я приветствую новое начинание — озвученные диафильмы. То, что диафильм освобождает от чтения, несравненно увеличивает интерес детей. Мы с удовольствием просмотрели озвученные детские сказки... Пенсионерка Н. Мамыкина».
«Отдел «Диафильма», пожалуй, наиболее интересный уголок всей выставки. Очень красочно и хорошо показываются цветные диафильмы (я имею в виду детские сказки), сделанные с большим вкусом. Не только дети, но и взрослые смотрят их с большим интересом. Несложное техническое устройство показа диафильмов поможет многим детским садам, школам и детским комнатам милиции воспитывать наших детей. Большое спасибо от взрослых и детей», — пишет в книге отзывов работник милиции юрисконсульт Снегирев.
«Нам очень понравилась выставка диафильмов. Нам хочется, чтобы в школе* показывали такие же фильмы»,— говорят ученицы 4го класса «В» и «А» школ № 232 и 123 Иванова Рита и Таточенко Наташа.
«Звуковому диафильму предстоит завоевать все большие области демонстрационной деятельности, вплоть до изготовления целых лекций. Ведь так важно получить возможность перенесения квалифицированных докладов и лекций в любой уголок страны. Желаю успеха в этом деле», — пишет посетитель, не сообщивший своей фамилии.
Ограничимся приведенными отзывами. Новый вид диапозитивного фильма встречен, так же как несколько лет назад были встречены первые немые художественные диафильмы. Но внесем в бочку меда большую ложку дегтя. Звуковые диафильмы, демонстрировавшиеся на выставке, очень еще далеки от совершенства. Это были экспериментальные пленки, которые делались главным образом для проверки качества звука, синхронности звука и изображения при смене кадров и т. п.
При первых шагах нового дела это было вполне закономерно. Надо было прежде всего убедиться в том, что звуковой диафильм технически возможен, а аппаратура его не слишком дорога и не слишком сложна. Собственно же творческие задачи, связанные с включением в диафильм такого могучего средства, как звук, стояли на втором плане. Этим и объясняются очень и очень большие огрехи в первых звуковых диафильмах. Мы не хотим сказать, что зритель ошибся и слишком снисходительно отнесся к ним. Нет, преимущества звукового диафильма перед немым настолько разительны, смотрится он настолько легче, что восхищение зрителей понятно. Оценка перспектив говорящих диафильмов была дана ими совершенно правильно.
Нельзя не признать, однако, что экспериментальный период у нас слишком затянулся. Первые конструкторские опыты с говорящим диафильмом относятся к началу пятидесятых годов. Десятилетний срок для опытной стадии неоправданно велик. В Венгерской Народной Республике интересоваться звуковым диафильмом начали позже. Венгерские работники диафильма приезжали к нам, знакомились с нашими аппаратами, но закончили эксперименты раньше нас. У них уже несколько лет демонстрируются звуковые диафильмы. В Германской Демократической Республике насчитывается более 300 диатонза лов, где регулярно даются сеансы звуковых диафильмов. Звуковые диафильмы выпускаются и во Франции, Англии, США.
Одной из причин досадной затяжки с выпуском в свет звуковых диафильмов была длительная борьба мнений о целесообразности самого этого начинания. Из-за этого экспериментальные конструкторские работы то останавливались, то опять возобновлялись. А возражений против включения звука в статические кадры было много. Напомним наиболее весомые доводы противников звука.
«Немой» диафильм (мы берем это слово в кавычки, так как оно еще не получило широкого распространения) дает учителю или лектору возможность приостанавливать демонстрацию, давать свои объяснения, делать экскурсы, вносить коррективы. Словом, предоставляет ряд удобств для педагога, пропагандиста, агитатора.
Это соображение не лишено оснований. Но высказывалось оно в то время, когда конструкция звукового аппарата не позволяла еще делать паузы, возвращать на экран уже прошедшие кадры, а тем более выключать и включать звук по усмотрению лектора.
Последние конструкции звуковых аппаратов снимают это возражение. Современные модели позволяют останавливать ход пленки, делать любые паузы, а главное — выключать звук и смотреть диафильм, как немой, и вновь включать звук на любом эпизоде.
Более общее возражение, относящееся ко всем жанрам диафильма, особенно к художественным, можно вкратце изложить так:
Звук свойствен кино, органически связан с динамикой, с иллюзией реального движения. При статике звук породит уйму натяжек, не облагородит, а опошлит статический фильм. Если человек корчится от боли, лицо его должно двигаться, если он хохочет, то сомкнутые губы или застывшее с открытым ртом лицо будет выглядеть неестественно. Та фальшь, которая ощущается в плохих диафильмах и которую нелегко преодолеть и в немых диакартинах, неизбежно обострится, выступит в обнаженном виде. Словом, звук, звучащая речь противопоказаны диафильму в силу его специфики. Мнение это и поныне разделяют многие работники диафильма и кино.