Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
История кинематографии так же авантюрна и красочна, как история героев авантюрно-приключенческих и ковбойских фильмов, и она неизмеримо старше, чем принято думать. Это история так называемых китайских теней, история «волшебного фонаря»... это история «живой фотографии», которой много лет забавляли народные низы на базарах и ярмарках, история «иллюзионов» и «витаскопов», история кинопромышленности... история кинооператоров и режиссеров... «потрясающая» история кинозвезд, которые так же быстро вспыхивали на кино небосклоне, как и гасли. Наконец, это — история классовых битв...» * .
У кинематографии и диапозитивного фильма общие прародители — волшебный фонарь и фотография. Фотография появилась в тридцатых годах прошлого столетия, волшебный фонарь был изобретен много раньше.
Многочисленными исследованиями ученых доказано, что законы распространения и отражения света были знакомы еще народам древних цивилизаций.
В засыпанном пеплом и лавой Везувия Геркулануме был найден прототип камеры-обскуры. В могилах Древнего Рима археологи обнаружили оптические линзы. С оптикой в какой-то мере были знакомы и народы еще более далеких времен. В Египте, за тысячи лет до нашей эры, во время пышных празднеств в честь богини Изиды на дымах и облаках от курений, на стенах храмов возникали видения «таинственных духов».
«Характер этих зрелищ в древних мистических обрядах,— указывает М. Куассак, — настолько хорошо описан в отрывках Дамациуса, что в них нетрудно обнаружить все действия оптической проекции... Кто был таинственный дух, начертавший на стене на пиру Валтасара слова мистической угрозы —«Мане — текел — фарес»? Кто бы он ни был и из каких бы побуждений он ни исходил, имя ему — проекция... Почти невозможно сомневаться, что вогнутое зеркало было главным инструментом, с помощью которого устраивались появления богов в древних храмах» ** .
Итак, на основе зеркал, линз возникли первые древние зрелища — культовые обряды. Говоря словами историка кино Ф. Шипулинского, «первыми специалистами по части художественного воздействия на массового зрителя» *** были жрецы.
Проецируемые ими из замаскированного места перебегающие тени, светящиеся «духи», блуждающие то по стенам, то по воздуху на призрачных экранах дыма от светильников, имели огромную силу. Однако в руках жрецов древних времен не было еще настоящего волшебного фонаря, чаще всего они вели проекцию из какого либо смежного с храмовыми залами помещения через узкое отверстие в стене.
С началом христианства многое из наследия предшествующих языческих культур забывается. Надолго угасает и интерес к познаниям древних в области оптической техники. Понадобились века, понадобились кардинальные социальные сдвиги, чтобы оптическая проекция вновь привлекла внимание, чтобы был создан волшебный фонарь. На этот раз настоящий волшебный фонарь, конструктивные принципы которого существенно не изменились до наших дней. Это открытие относится к первой половине XVI века. Ему предшествовали важные исследования в оптике, без которых он и не смог бы появиться. Речь идет о работах одного из величайших гениев человечества — Леонардо да Винчи и об открытии «темной камеры» Жаном-Батистом делла Порта.
Великий художник, скульптор, теоретик искусства, анатом, механик, Леонардо да Винчи много занимался и оптикой. Его нередко называют отцом фотографии. Им же были разработаны и принципы волшебного фонаря. Оптические опыты Леонардо да Винчи — крупный шаг к фотографии. Но для нее, для светописи, требовалось еще многое. Прежде всего нужно было сконструировать «темную камеру».
Это сделал Жан-Батист делла Порта.
Жан-Батист делла Порта
В 1555 году, пятнадцати лет от роду, этот неаполитанец написал свою «Magia n&turalis» — «Естественную магию». В ней много места уделялось вопросам, которые уже несколько веков занимали алхимиков, магов, астрологов. В своей книге Порта дает состав приворотного зелья, всерьез ведет речь о способах излечения женщин от неумеренного разговора и т. п., но наряду с этим его книга для того времени физических наблюдений.
Установлено, что Порта знал об оптических опытах Леонардо да Винчи и опирался на них. В современной литературе высказывается даже сомнение относительно оригинальности оптических работ Порта.
Но так или иначе, в его книге есть краткое, но очень точное описание темной оптической камеры: «Закрытая коробочка с маленьким отверстием, снабженным линзой, через которую проникают, скрещиваясь, лучи, отраженные внешними предметами и изображение которых появляется на экране, установленном на известном расстоянии» ****.
Появляются, добавим, в опрокинутом виде.
Порта сначала не придал значения своему открытию. Оно и действительно долго не имело применения в практике и не получало дальнейшего развития в научных трудах. Однако некоторые физики, современники Порты, проявили большой интерес к его открытию. Это подстегнуло Порту. В 1589 году он выпускает новую книгу — «Об оптическом преломлении лучей».
Эта книга спустя 250 лет стала одним из отправных пунктов для замечательного открытия — фотографии, но прежде она положила начало первому волшебному фонарю.
«Темная камера» Ж.-Б. делла Порта
В 1640 году в мировом центре католицизма — папском Риме монах иезуит из Германии Афанасий Кирхер демонстрирует святым отцам свое изобретение, названное им Catoptria magica — волшебный фонарь.
Афанасий Кирхер
Изображение здесь уже не в перевернутом виде, а в нормальном, так как Кирхер перевертывает рисунок, который ставит перед тубусом. Рисунки он делает на прозрачном материале — слюде, источником света служит ему масляная лампа.
_____________________________________
* П. Бляхин. Предисловие. В кн.; ф. Щипулинский, История кино, т. I, М.—Л., 1933, стр. 6.
** Michel Coissas, Histoire de cinematograph de ses ori-gines a nos jours, Paris, 1925, p. 5—6.
*** Ф. Шипулинский, История кино, т. I, М.—JL, 1933, стр. 14.
**** Цит. по кн. М. Куассака, стр. 9.