Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
Робертсон по желанию зрителей вызывает тени умершей жены одного, покойного отца — другого. И не было случая, чтобы призрак дорогого покойника вызвал какие-нибудь сомнения. Все тотчас «узнавали» своих родных, ведь... чего очень хочется, то и увидишь... Робертсон вызывает образы Вольтера, Марата, Лавуазье, Брута, Вергилия, множества других известных людей — у него заготовлены на эти случаи сотни рисунков.
Но фантасмагории Робертсона, несмотря на их эффектность, это лишь отдаленная предыстория диафильма. Ведь в них нет литературной основы, нет элементов драматургии. Есть все, что угодно, но нет фильма.?
Во второй половине XIX века Жюль Дюбок и Муаньо начали проецировать изображения различных физических явлений на белом полотне. Кроме того, Дюбок приспособил к фонарю электрическую лампочку — новый источник света, а затем в 1885 году предложил использовать для проекции фотографические снимки.
Все это подготовило почву для появления диафильма в полном смысле слова.
В конце XIX века волшебный фонарь приобретает широкое, повсеместное распространение. Он служит теперь не только для показа отдельных разрозненных картин и образов, но и для демонстрации целых произведений.
...Среди бесчисленных парижских кабаре самым популярным был кабачок «Ша нуар» («Черный кот»), клуб талантливой богемы, чаще всего полунищей. В нем его завсегдатаи давали импровизированные концерты: поэты читали стихи, выступали куплетисты. Директором «Шануар» был Родольф Сали — поэт и куплетист. «Бог создал мир, Наполеон создал орден Почетного легиона, я создал Монмартр», — шутливо говорил Сали.
В 1886 году известный рисовальщик и карикатурист Эмануэль Пуаре — широкая публика знала его под псевдонимом Каран д'Аш — решил, что художники должны иметь в «Ша нуар» такие же возможности блеснуть талантом, как поэты и артисты. Сали поддержал идею Пуаре, и парижане увидели необычайное для тех времен зрелище: экранизированное литературное произведение. Это была сатирическая песенка «Семья Греви». Ее пел, сопровождая рисунки Пуаре, знаменитый эстрадный певец Жюль Жуй. Представление имело огромный успех * .
В работу над созданием пьес для экрана включаются поэты, музыканты, либреттисты. Рисунки для новых произведений просматривают и обсуждают художники — постоянные посетители «Шануар». Многие из них ныне известны нам как крупные мастера живописи и графики: Стейнлен, Форен, Виньола.
В январе 1890 года с новым произведением выступили в содружестве художник Ривьер и либреттист Фраже роль. Они поставили «Шествие к звезде». Ривьер делал цветные серии на слюде, это и вызвало взрыв нового интереса к представлениям в «Шануар». И почти на семь лет «Шануар» из кабаре превращается в своеобразный театр экрана.
В спектаклях «Шануар», отличавшихся высоким профессиональным уровнем, соединились в новом синтетическом искусстве живопись, графика, литература, музыка, драматургия. Объединил все эти виды искусства экран. По существу, постановки театра теней явились прообразом диапозитивного фильма.
В 1897 году умирает Родольф Сали. Художники, артисты, музыканты, поэты разбредаются, «театр теней» перестает существовать. Попытки продолжить дело, начатое в «Шануар», успеха не имели. Интерес к статическому фильму постепенно угас.
Но он вспыхивает в другой стране — в Америке, где опыты идут самостоятельным, иным, чем в «Шануар», путем. Начал их журналист и беллетрист Александр Блэк. Пропагандируя моментальную фотографию, он разъезжает по городам, читает рассказы, очерки, лекции. Успеху чтений способствуют многочисленные иллюстрации — диапозитивы, которые Блэк делает сам по собственным снимкам. Вскоре, однако, он замечает, что подбор и осмысленный монтаж фотографий придает серии какое-то новое качество. Возник вопрос: а нельзя ли этим способом построить цельное художественное произведение?
В 1894 году Блэк приступил к реализации своего замысла. Он составляет перечень диапозитивов, определяет последовательность смены кадров. По существу, это было то, что сейчас при работе над диафильмами мы называем «раскадровкой».
_____________________________________
* О театре теней в кабачке «Шануар» в русской литературе нет специальных работ. Интересные и довольно подробные сведения о нем дает М. Куассак (стр. 30—50). Следует указать также более раннюю работу того же автора «Les ombres chinoises et la projection» («Китайские тени и проекции»), Paris, 1911.