Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
Новым по сравнению с опытом французов явилось в работе Блэка применение фотографии. Соединение волшебного фонаря со светописью и составило новую основу. Роль художника в работах Блэка стала второстепенной.
Для главных ролей в своих художественных диафильмах Блэк приглашал артистов, снимал их в обычном фотоателье, снимки монтировал с рисунками интерьеров. Демонстрацию фильма сопровождал диктор, читавший необходимый минимум пояснительного текста.
Так зародились «пикчерплейс» — картинные представления, или представления в картинах.
Первой пьесой была «Мисс Джерри» — приключения девушки-репортера. Фильм состоял из трехсот диапозитивных кадров. Затем были сняты картина «Сватовство в столице» и ряд других *. «Пикчерплейс» имели большой успех, давали хорошие сборы. С не меньшим успехом демонстрировали свои диафильмы в разных городах Штатов в течение всего первого десятилетия XX века последователи Александра Блэка.
Волшебный фонарь вырвался из рук церкви и получил распространение во всем цивилизованном мире.
Франция и США — две страны, которые сыграли наибольшую роль в первый период развития искусства кино и диапозитивного фильма, первоосновой которого был волшебный фонарь.
Но волшебный фонарь — только один из элементов в развитии «диапозитивного фильма. Второй элемент — экран. Правда, можно считать экраном и облака от курений, и дым от кадильниц, и стены храма. Но все это носило неустойчивый характер — устойчивый же экран был изобретен задолго до европейского средневековья. Искусство знаменитых «китайских теней» проникло в Европу в XVII столетии, предположительно через Италию. На Востоке же этот жанр представлений начал складываться еще во времена Конфуция (VI—V вв. до нашей эры).
К XI веку театр «китайских теней» достигает высокого художественного уровня (Китай, Индонезия, Индия). Отсюда он проник в Персию, Аравию и получил особенное развитие в турецком театре «Карагёз». Экран в восточном театре теней был прозрачный, изготовлялся, как правило, из легкой шелковой ткани и перед сеансами обычно смачивался водой; источник света (лампа, свеча и т. п.) помещался за экраном, а не перед ним, как это было у Кирхера, Шаля, Робертсона.
Китайский театр теней оказал большое влияние на европейский театр. Одно время в Европе были популярны так называемые «испанские тени», в которых за экраном играли живые актеры. Более ста лет просуществовал в Париже Прославленный теневой театр Серафена. От китайских теней отталкивались в своей творческой деятельности и создатели театра в «Шануар».
Конец XIX — начало XX века историк кино Ф. Шипулинский называет «эпохой туманных картин». Появились они и в России, в ее обеих столицах — Петербурге и Москве, в провинциальных городах, проникли в деревню. Передовые русские люди, учителя, деятели земств стремились к просвещению народа и с успехом использовали волшебный фонарь, хотя и встречали немало препятствий со стороны царских властей.
В России было мало аппаратуры, мало картин (рисовались они от руки), мало людей, подготовленных к демонстрации этих картин, но все же они были, и волшебный фонарь местами служил хорошим средством для отвлечения темных, неграмотных крестьян от трактира и церкви. Интересные сведения об этом оставил учитель М. Куренной в своем отчете Херсонскойземской управе за 1889 год. «На «туманные картины» стекались, — рассказывает он, — сотни крестьян... Собрать толпу в 600 человек не удается часто и священникам, тут же собирается столько желающих, что и помещать негде».
Интересны и записки Н. Борисова, напечатанные Херсонской губернской земской управой в 1896 году. «В начале 1889 года,—пишет Борисов, — когда волшебный фонарь впервые появился в стенах народной школы, крестьяне сходились в аудитории не с тем, чтобы послушать чтение, а для того, чтобы посмотреть «дыво» (чудо), появившееся в деревне, или «волшебную штуку с ловкими картинами из тумана»... теперь (то есть к 1895 г.) самый фокус появления картины отошел на задний план, а интерес перешел к содержанию картины». Публика, по словам Борисова, негодует, страдает, радуется, воодушевляется, творит молитву и крестное знамение, следя за развертывающимся на экране действием.
Какие же «туманные картины» появлялись в те времена на русском экране? Очень разнообразные. Различной была и их идейная направленность. Были инсценированные литературные произведения, например «Ледяной дом», «Маскарад». Были серии о Ломоносове, о механике-самоучке Кулибине. Были диафильмы по естествознанию, географии, видовые. Но подавляющее большинство «туманных картин» посвящалось истории Русского государства и священной истории. Назовем, например, такие характерные картины, как «Двадцатипятилетние царствования императора Александра II», «Преемники Петра до Екатерины II», «Св. Кирилл и Мефодий».
_____________________________________
* Ф. Шипулинский, История кино, т. I, стр. 64.