Глава II
ПЕРВЫЕ ШАГИ СОВЕТСКОГО ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ПЕРВЫЕ ШАГИ СОВЕТСКОГО ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
За несколько лет до первой мировой войны производство «туманных картин» в России пришло в упадок. Война в свою очередь принесла разруху, голод, неисчислимые бедствия народу. Недостатки стали ощущаться во всем — в пленке, в металле, в людях. Российское полукустарное производство «туманных картин» окончательно замерло. Возродилось оно уже в Советской России.
Когда в 1920 году знаменитый писатель Герберт Уэллс впервые посетил Советскую Россию, он увидел страну, только что одержавшую победу над сильнейшим врагом, страну нищую, оборванную, бородатую, темную. В созидательные силы народа победителя он не поверил, не заметил, что «во мгле» уже горят огни нового, что мгла рассеивается, отступает.
Трудно переоценить ту огромную работу, которая под руководством партии большевиков, под руководством В. И. Ленина была проделана в двадцатых годах в области просвещения народа. Особенно сложны и трудны были условия политико-просветительной работы в деревне, где работники политпросвета нередко встречались с чуть не поголовно безграмотной аудиторией.
Агитаторы и пропагандисты использовали в своей деятельности все возможные, довольно еще скудные, наглядные пособия и в их числе проекционные фонари для демонстрации диапозитивов на стекле. Но фонари эти были тяжелы, громоздки, а стеклянные диапозитивы дороги, хрупки, неудобны для перевозки по тогдашнему бездорожью. Необходимо было видоизменить проекционные фонари, приспособить их для обычной кинематографической пленки.
Диапроектор «Избач»
Такой аппарат был сконструирован сотрудником Главполитпросвета П. Мершиным и получил название «Избач». Нет надобности вдаваться в техническое описание «Избача». Интересно, однако, отметить одну характерную особенность — ручную динамо-машину, которая и давала электроэнергию. Лампочки Ильича зажглись лишь в немногих пригородных деревнях, динамо машина же с ручным приводом и реостат давали возможность использовать проекционный фонарь в селениях, где и в помине еще не было электричества.
Вслед за «Избачом» появились новые, улучшенные аппараты — алоскопы, а затем фильмоскопы. «Избач» через несколько лет стал не нужен. Страна быстро электрифицировалась, все меньше становилось таких медвежьих углов, где не было бы автомобилей или тракторов. Ручная динамо-машина сошла со сцены — ведь фильмоскоп мог работать от аккумуляторов любой автомашины. Одной из основных задач усовершенствования проекционных аппаратов стало усиление освещенности экрана и яркости изображения.
Электричество, конструктивные улучшения, применение фотографии и кинопленки вместо стекла открыли широкие перспективы развития диафильма.
Диапроектор «Избач», реостат и привод-динамомашина
По сравнению с дореволюционным прошлым в корне изменилась и его социальная функция.
Советскому диафильму с самого начала были присущи идейность и массовость. Технические усовершенствования позволили воспроизводить оригиналы в десятках и сотнях тысячах идентичных копий, а простота и дешевизна аппаратуры давали возможность проводить демонстрации в самых отдаленных уголках страны.
В начале тридцатых годов, в первые три года своего существования, фабрика «Диафильм», как и ее предшественники — цехи Главполитпросвета, выпускала в основном диапозитивные пленочные серии по вопросам сельского хозяйства, и главным образом по вопросам социалистического преобразования деревни. Вскоре жизнь показала, что потребность в диафильмах велика не только на селе, но и в городах.
Наряду с ростом объема производства шло непрерывное расширение тематики. Много наглядных пособий заказывает в эти годы Народный комиссариат здравоохранения. Начинается систематический выпуск школьных пособий, преимущественно географических, исторических, биологических. В диафильмах находят отражение индустриализация страны, опыт стахановского движения. Отдельные серии посвящаются новостройкам первых пятилеток. Большое место заняла в диапозитивных сериях историко-революционная тематика. Появились первые антирелигиозные диафильмы.
Вместе с тем шла и дифференциация по жанровому признаку. Первоначально все диапозитивные пленки являлись диасериями и громкое название диафильма носили незаслуженно. В тридцатых годах от них как бы отпочковались собственно диафильмы, постепенно получившие новые качественные признаки. Началось развитие по двум параллельным путям: серия диапозитивов и диапозитивный фильм.
Английское слово фильм означает пленка, оболочка. Если исходить из буквального значения слова, то все, что сделано из пленки или на пленке, можно называть фильмом. Однако слово фильм утеряло свое первоначальное значение и стало термином, обозначающим кинокартину — связное, цельное произведение кинематографии.
В предыдущих разделах мы применяли слово диафильм в широком смысле, чтобы не вступать в преждевременные дебаты и не вводить разные термины, не обосновав их. Теперь же будем употреблять слово диафильм в его точном значении, подразумевая под ним цельное произведение, предназначенное для экрана.