Глава IX
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАФИЛЬМЕ ЗА РУБЕЖОМ
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАФИЛЬМЕ ЗА РУБЕЖОМ
Диафильмы и диапозитивные серии широко распространены во всем цивилизованном мире, причем производство их наиболее развито в странах с высоким экономическим уровнем. Зарубежные диафильмы имеют ряд отличий от советских диафильмов. В большинстве стран принят кадр леечного размера. Почти нигде к кадрам не даются субтитры. Текст, будь то литературный сценарий или простые подписи к кадрам, обычно изложен в брошюрке, прилагаемой к пленке. Таким образом, зарубежные диапозитивы, диасерии и диафильмы состоят из полных кадров, не урезанных строчками субтитров. Основное место за рубежом занимают цветные пленки, а черно-белые спросом не пользуются и выпускаются в ограниченном количестве, главным образом, для школ, по таким предметам, как геометрия, тригонометрия и т. п. За границей применяется аппарат, в котором лента идет в горизонтальном направлении, а не в вертикальном, как принято в наших фильмоскопах.
Используются диафильмы в капиталистических странах в основном двумя потребителями — школами и индивидуальным зрителем. При большом разнообразии тематики все диафильмы могут быть разделены на две большие группы: учебные пособия и развлекательные пленки. В некоторых странах, например в Швеции, Норвегии, значительное место занимает религиозная тематика. На сюжеты евангельских мифов выпускаются серии рисованных диафильмов о жизни Христа и его апостолов, загробном мире и т. д. В зрительный ряд часто включаются произведения классического искусства — картины Веронезе, Тьеполо, Рафаэля, Тингоретто и других мастеров.
«Побольше красивых, развлекательных картинок» — такова, как нам кажется, основная линия в практике диафильмов капиталистических стран.
Однако это не в полной мере относится к учебным наглядным пособиям, которые отличаются высоким качеством и широко распространены в педагогическом процессе в школах и высших учебных заведениях Англии, Франции, Бельгии, США.
Выдающееся место в диафильмах западных стран занимают видовые пленки. Одна из американских фирм — «Ролог», состоящая из самого предпринимателя, его жены, дочери и двух постоянных сотрудников, выпускает большое количество цветных видовых диасерий. Следует, однако, заметить, что слово серия в этом случае не точно передает суть дела. «Ролог» выпускает отдельные диакадры красивых пейзажей различных районов США и других стран. Потребитель может заказать фирме отдельный кадр или несколько кадров о любом штате или о тех странах, которые он хотел бы посетить. Кроме того, «Ролог» предлагает потребителю подбор кадров на такие темы, как «Время цветения вишни», «На маленькой ферме» и др. Издаются также кадры о картинах Национальной галереи США и других произведениях искусства.
Формы использования диафильмов за рубежом очень разнообразны. Художник В. Н. Горяев, вернувшись из заграничного путешествия, рассказал, что в некоторых зарубежных странах художники, знакомясь, передавали ему как визитную карточку диасерию о своем творчестве. Просмотр этой серии сразу делал знакомство интересным, беседы содержательными.
Культурные связи с зарубежными странами, как известно, в период культа личности Сталина были крайне затруднены. И только в последние годы вместе с общим оживлением международных культурных связей на студию «Диафильм» стали поступать многочисленные заказы от различных стран. Ряд диафильмов заказали Франция, Швеция, США. Стал развиваться экспорт. Так, в 1957 году советские диафильмы экспортировались в 16 стран, в 1958 году в 26 стран, а в 1960 году более чем в 50 стран.
В сентябре 1958 года Комитет по культурным связям с зарубежными странами обратился в Министерство культуры СССР с просьбой систематически изготовлять цветные диафильмы на экспорт как на русском, так и на иностранных языках, знакомящие с жизнью, бытом и достижениями Советского Союза. Студией было выпущено свыше 6 тысяч копий диафильмов на английском, французском, арабском, испанском, немецком языках, языке хинди и других.
По просьбе ЦК Союза работников морского и речного флота было выпущено около 10 тысяч копий на шести языках для портовых клубов иностранных моряков. Большинство этих диафильмов было посвящено VI Международному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве.
Особенно тесное творческое сотрудничество установилось между студиями диапозитивных фильмов Советского Союза и стран социалистического лагеря. Так, например, на материале, полученном от румынской студии им. Иона Крянге, в СССР был выпущен диафильм о крупнейшем румынском писателе, общественном деятеле и борце за мир Михаиле Садовяну. Из Германской Демократической Республики был получен материал о Кларе Цеткин, из Польши — для диафильма «Коперник», из Китая — для диафильма «Лу Синь». Совместно с венгерской студией был сделан диафильм «Новая Венгрия».
Опыт советской студии помог многим братским странам наладить у себя производство диапозитивных фильмов. Так были созданы студии в Румынии, Китае, Болгарии. Характерно в этом отношении письмо из Вьетнама:
«С 1956 по 1958 год вьетнамская студия выпустила 40 диафильмов с тиражом в 2400 экземпляров. В первом полугодии 1959 года выпущено 36 названий и напечатано 2540 экземпляров, причем эта цифра возрастает с каждым днем. Диафильмы получают все большую популярность. Органы сельского хозяйства, местного хозяйства, здравоохранения, госбезопасности, просвещения и армии испытывают нужду в диафильмах, тем более что в стране расширяется движение за социалистическое преобразование деревни, за строительство социализма. Диафильм пробивает себе дорогу в самые отдаленные горные районы.
Мы рады, что нами руководят товарищи, имеющие многолетний опыт работы. Вы нам оказываете помощь и даете советы. Ваши знания являются для нас очень ценным уроком. Наше производство диафильмов находится на начальной стадии. У нас много трудностей в организационных, редакционных, технических вопросах...
С большой радостью мы получаем ваши диафильмы».
Своеобразным путем развивалось производство диапозитивных фильмов в Китайской Народной Республике. Началось оно еще в период освободительной войны китайского народа. В то время в Народно-освободительной армии Китая существовали художественные отряды, в которых были созданы группы, занимающиеся изготовлением диафильмов для агитации и пропаганды среди бойцов. Если не было проекционной аппаратуры, то нередко приспосабливали в качестве фонаря тыкву, в которую вставляли керосиновую лампу и линзы. Диафильмы рисовали на стекле тушью. Опыт использования диафильмов в агитационной и пропагандистской работе в последующие годы был применен также в Корее китайскими добровольцами.
С окончанием народно-освободительной войны были созданы студии диафильмов в Пекине и Шанхае, а затем в Ханчжоу и Хефэе. Производство диафильмов быстро возрастало. Так, в 1951 году было выпущено 48,8 тысячи, в 1957 году—114 тысяч, а в 1958 году почти 200 тысяч копий. По сравнению с нашими тиражами это, конечно, не много, но в Китае хорошо организована система проката, благодаря чему при относительно небольшом еще количестве диафильмы обслуживают большую массу зрителей. В крупных центральных клубах имеются специальные прокатные базы, через которые местные управления по делам культурно-массовой работы осуществляют руководство деятельностью групп по работе с диафильмами. Базы по прокату диафильмов предоставляют этим группам в пользование проекционную аппаратуру, диафильмы, организуют совещания по обмену опытом работы.
«Мы используем диафильмы главным образом в целях разъяснения важнейших событий внутренней и международной жизни, а также для распространения научных и технических знаний, распространения передового производственного опыта и как средство культурного развлечения», — сказано в отчете Пекинского городского управления по культмассовой работе Министерства культуры КНР.
В том же отчете указано, что диафильмы пользуются исключительно большой популярностью и любовью у широких масс и в особенности у сельского населения.