Глава VIII
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
Учитель, пропагандист — основные проводники диафильмов в массу. Потому мы часто цитировали их советы, указания и попреки. Следует, однако, заметить, что диафильм мог бы применяться шире и плодотворнее, если бы к нему приложили руку и иные люди. Пришлось однажды слышать, как один из московских домоуправов глубокомысленно и угрюмо заявил жалобщикам на озорных ребят: «Дети наш общий бич — для всех домоуправов, но мы бессильны». Приводим эти слова не ради их комизма и нелепости. В каждом домоуправлении есть человек, ведущий культработу. Но лишь в редчайших случаях при домоуправлениях проводятся диасеансы. А вот рабочий X. и его сынишка делают это круглое лето: чуть стемнеет — фильмоскоп на подоконник, экраном служит стена соседнего дома, а зрители сходятся со всей усадьбы.
Мысль о демонстрации диафильмов в детских комнатах милиции давно высказывалась самими сотрудниками милиции (вспомним хотя бы книгу отзывов павильона диафильмов на выставке киноискусства в парке культуры и отдыха им. М. Горького). Но хорошая мысль так и осталась мыслью.
Нельзя сказать, что редакция студии была в подобных случаях безынициативна. Нет, предлагали помощь — аппарат, сколько угодно и каких угодно пленок, на первый случай даже чтеца — «механика». И, конечно, безвозмездно. Но в ответ, кроме «да, хорошо бы», «ээ, мм», уполномоченный на переговоры ничего не услышал.
Мы не собираемся вдаваться в вопросы организации массовых показов диафильмов. Но обойти некоторые из них полным молчанием просто совесть не позволяет. Сколько отрады может иной раз дать диафильм для детей с тяжелой, иногда трагической судьбой. Вот одно из характерных писем в студию «Диафильм».
«Я лежу в детской костной туб. санатории. Учусь в 3 классе. Учусь я на 5, 4. Иногда бывают тройки. Я смотрел пленки «Парад на Красной площади» и много других. И также, дорогие сотрудники, я вас прошу, пожалуйста, будет время, то пришлите картинок про Кожедуба и про Покрышкина и также немного других. Меня зовут Володя Михайлович Питкевич (Куйбышев, 3 просека, дача 150, ДКТС, палата 5)».
Думается, что выводы из этого письма ясны и комментариев не требуют.
Несколько слов об использовании диафильмов в классе, на уроках. За последние годы появился целый ряд работ педагогов по этому вопросу. В бедной литературе о диафильмах наиболее полно освещена именно педагогическая его сторона. Педагогический процесс — специальная научная область. Нам в коротких очерках нельзя да и не под силу разбирать многогранную практику преподавания, основанную на применении диапозитивных фильмов. Однако выводы авторов последних исследовательских работ о значении учебного диафильма, оценка его возможностей представляют общий интерес.
В ту пору когда «волшебный фонарь» многие лица склонны были рассматривать как отмирающее, устаревшее пособие, сложилось мнение, что и в школе диафильм скоро уступит место кино и сойдет со сцены. Жизнь не подтвердила этого прогноза.
«...При демонстрации кинофильма на уроке,— пишет 3. Титова в своей работе «Кино в школе», — для объяснений учителю почти не остается места, и ему приходится использовать для этого только перерывы между показом отдельных частей... Структура урока нарушается. Динамика иногда становится недостатком. Нужны и статика и динамика» (М., 1958, стр. 72 и 74).
Еще решительней говорит о чередовании кинофильмов с диафильмами как главным способе использования на уроке этих наглядных пособий педагог А. Громов («Применение диафильмов и кино на уроках математики в средней школе», М., 1958). «Важнейшим методическим приемом, — читаем мы в этой работе,— является сочетание динамических и статических проекций» (стр. 7). А. Громов — математик, однако выводы его можно распространить на все предметы, в преподавании которых применяется экран.
Высокую оценку диафильму дают и многие преподаватели литературы.
В школах ГДР, Чехословакии, Польши и других социалистических стран, в школах США, Швеции, Англии экран применяется очень широко. Учебный кинофильм там обычное пособие. Но наряду и в сочетании с ним используются и диафильмы. В Англии, например, только по математике имелось в 1958 году более 50 диафильмов (см. работу А. Громова, стр. 3).
Иногда по одной и той же теме демонстрируется сначала диафильм, который служит как бы пропедевтикой (введением) к изучению определенного вопроса или уроку, а затем следует просмотр кинофильма в качестве обобщения и наглядного пособия при повторении учебного материала. В других случаях после кинофильма демонстрируется диафильм для детализации трудных вопросов, для контрольного опроса учеников. Статический фильм в этих целях более пригоден, так как не связывает педагога ни своим темпом, ни непрерывностью движения, дает возможность возвращаться к предшествовавшим кадрам, останавливать ленту, чередовать показ с объяснениями.
В Брюсселе, на улице Ленту, 37, существует Международный центр наглядных пособий — ИВАС. Продукция зрительных пособий ИВАС состоит главным образом из диафильмов и серий цветных диапозитивов, которые составляются по школьным программам следующих предметов: география, история, анатомия, зоология, ботаника, искусство, общая культура и отдых. При ИВАС функционируют педагогические комитеты (по каждому предмету), которые ведут методическую работу. Некоторые мнения методистов ИВАС небезынтересно привести: