Глава V
ДИАФИЛЬМЫ ПО КИНОФИЛЬМАМ
ДИАФИЛЬМЫ ПО КИНОФИЛЬМАМ
Сама затея выпускать диапозитивные фильмы по кинокартинам вызвала много споров, суть которых может быть уложена в две короткие фразы: надо ли и можно ли? В самом деле, нужно ли такое дублирование, может ли быть сколько-нибудь устойчивым и широким интерес к статическому фильму, повторяющему кинокартину, ведь киносеть в СССР значительна и растет с каждым годом? И, с другой стороны, можно ли втиснуть полнометражную картину в узкие рамки диафильма, не обесценит ли переделка кинофильм настолько, что из него получится нечто вроде рекламного проспекта?
Начнем с первого вопроса: нужны ли диафильмы по кинофильмам?
В 1940 году вышел диафильм «Новый Гулливер» по одноименной кинокартине (сценарий Г. Рошаля и А. Птушко, режиссура А. Птушко). Это была попытка построить диафильм на чередовании титров с кадрами без текста. Составители диафильма стремились дать максимально выразительное, очищенное от надписей изображение, однако предложенная структура не оправдала себя: многочисленные и многословные титры лишили образы выразительности. Персонажи утратили возможность выражать свои эмоции репликами или меткими словечками — они попросту «потеряли» собственную речь. Текст титров играл роль «программки», как в свое время в немом кино, но не для всего фильма, а для каждого эпизода.
Способ чередования титров и «чистых кадров» оказался неудачным, и опыты переложения кинокартин в диафильмы долгое время не возобновлялись. Однако мысль эта не угасла и вот почему: художественная картина дает сотни кадров, кадров не случайных, а подчиненных единому творческому замыслу, дает готовую канву монтажа, типажи, образы. Это огромный изобразительный фонд, который не надо ни рисовать, ни снимать заново. Рисованные художественные диафильмы, как правило, одночастевые и состоят из 50 кадров; на их создание уходит много средств и времени — художник рисует и решает одночастевый диафильм обычно в течение полугода, общий же процесс производства затягивается на год, а часто и больше. Остатки же пленки кинофильма не использовались. Это побудило энтузиастов добиваться возобновления опытов 1940 года.
Одним из них был М. Рогачевский. Уверенный в том, что кинокартины, повторенные в диафильмах, будут непременно интересовать нашего зрителя, он занялся вопросами техники воспроизведения кинокадров. Дело в том, что обычный способ воспроизведения фото с кинопленки был малопригоден, сложен и часто давал плохое качество печати. Изобретенная Рогачевским в 1950 году рирпроекция позволила делать съемку с негативной кинопленки.
Этим были устранены технические препятствия, лежащие на пути новых опытов, и в том же году были выпущены два пробных диафильма по мотивам художественных кинокартин: «Театр зверей» и «Счастливого плавания». Выпуск этих диафильмов дал основание полагать, что новый вид диафильмов имеет некоторые перспективы. В 1951 году проба была повторена — увидели свет пять диафильмов по кинофильмам: «Первоклассница», «Слон и веревочка», «Дума про казака Голоту», «Тимур и его команда», «Белеет парус одинокий».
На этом стадия опытов, собственно, и закончилась. Стало очевидным, что зритель очень охотно смотрит диафильмы по кинокартинам. Повторилось примерно то же, что было при начале экранизации литературных произведений. Студия стала получать сотни писем от зрителей с просьбой выпустить такие-то и такие-то диафильмы по мотивам кинокартин. Зрители жаловались, что выпущенные диафильмы трудно купить, что их мало. Торгующие организации присылали заказы, свидетельствующие о большом спросе на этот вид диафильмов. Вскоре выяснилось, что диафильмы, дублирующие кинофильмы, смотрят не только в тех местах, где нет кинотеатров, смотрят не только в деревнях, но и в городах, смотрят не только те, кто не успел побывать на киносеансе, но и те, кто уже видел кинокартину. Словом, смотрят и до и после и вместо кинокартины *.
Первые диафильмы по кинофильмам были выпущены с расчетом на юного зрителя. Но расчет оказался не вполне точным: новый жанр вызвал интерес со стороны не только малышей, но со стороны юношества и даже взрослых.
Запросы на диафильмы, повторяющие кинокартины, стремительно росли. Возрастали и уже через четыре-пять лет стали рекордными среди всей тематики студии и их тиражи. Вскоре диафильмы по кинофильмам стали самыми популярными из всех видов диафильмов.
Однако самообольщаться не стоит. Популярность эту следует относить не на счет диафильма, а прежде «всего на счет кино. Ведь одним из самых главных стимулов, привлекающих зрителя к диафильмам, сделанным по кинофильмам, является желание увидеть еще раз полюбившихся героев, поговорить дома перед маленьким экраном об их делах, вспомнить те или иные ситуации.
Правда, выше мы сказали, что диафильмы нередко смотрят до просмотра кинофильма и даже вместо. Но это «вместо» ни в коем случае не надо понимать в том смысле, что диафильм может заменить кинокартину. Нет, может быть, просто кому-то не удалось побывать в кинотеатре, быть может, кому-то хотелось посмотреть с детьми, а детей вести в кино было нельзя,— этому бывает много причин. Нередко смотрят диафильм — если он окажется под руками — до киносеанса, чтобы получить предварительное впечатление о фильме. Так или иначе новый вид диафильмов прочно вошел в практику. Если не бояться чужого для нас слова, он занял место бестселлера. Подтвердим это двумя-тремя рядами цифр. Общий тираж диафильмов по кинофильмам в 1950 году составил 10 тысяч копий. В 1960 году было выпущено 800 тысяч копий. Но и это уже очень значительное количество не насытило все возрастающий спрос на диафильмы, перелагающие кинофильмы,— в 1961 году тираж их составил 1200 тысяч копий.
_____________________________________
* Существует широко распространенное мнение, будто диафильмы по кинокартинам смотрят лишь там, где киносеть слаба. Практика отнюдь не подтверждает этого мнения. Диафильмы пока, и к сожалению, зрелище преимущественно городское. В деревнях фильмоскопов мало, купить их можно лишь в городе, а достать диафильмы, и не первые попавшиеся, трудно и в крупных городах.