Слайды в пластмассовых и картонных рамках, а так же наборы цветных слайдов.
Материальной основой слайдов и диафильмов является фотопленка, устойчивость которой к внешним воздействиям определяется составом эмульсионного слоя. Наиболее надежны фотопленки с серебросодовой эмульсией: при идеальных условиях они могут храниться до 1000 лет, черно-белые фотопленки с другой эмульсией сохраняются от 10 до 140 лет, цветные - от 5 до 30 лет.
История слайдов началась в 1850 году, когда Фредерик Лангенхейм (Frederick Langenheim) из Филадельфии, штат Пенсильвания, изобрёл и запатентовал стеклянные слайды для проекции картинок.
Диапозитивы Hyalotype ("hyalo" по-гречески стекла), так назвал Лангенхейм свое изобретение, были черно-белыми.
Середина 19-ого века, черно-белое изображение.
А способ получения цветных слайдов был изобретен немецкой фирмой Agfa лишь в 1916 году, но из-за войны он не был известен за пределами Германии до 1920 года.
Сфинкс и пирамида Хеопса.
На слайде изображён Сфинкс и одна из пирамид. Как вы можете видеть, сфинкс погребен до шеи в песок, это означает, что оригинальные фотографии были сделаны до 1925 года, когда еще не были произведены раскопки.
Слайды Kodachrome, 1938 год.
В 1936 году фирма Kodak выпустила Kodachrome - первую успешную массовую фотопленку, в которой, в отличие от более ранних методов, использовался метод субтрактивного синтеза
Начиная с 1938 года, кадры слайдов начали вставлять в привычные для нас картонные рамки.
Набор цветных слайдов "Московский зоопарк"
Среди средств образной информации в СССР достойное место занимали цветные диапозитивы.
В Советском Союзе потребность в цветных диапозитивах на самые различные общественно-политические, научные, образовательные, искусствоведческие и информационно-рекламные темы была огромна. В СССР имелось более двух миллионов учебных, культурно-просветительных, научно-информационных и торговых организаций, которые использовали в своей работе технические средства информации, обучения и рекламы.
К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина было выпущено 14 серий цветных диапозитивов на темы: «Здесь жил и работал В. И. Ленин» - о памятных местах Ульяновска, Шушенского, Куйбышева (Самары), Казани, Москвы, Ленинграда и «В. И. Ленин в советском изобразительном искусстве» (живопись, скульптура, графика).
В плане выпуска цветных диапозитивов на 1969-70-е годы содержались 300 тематических серий о сокровищах художественных музеев Советского Союза, памятниках архитектуры, выдающихся художниках, композиторах, писателях, прикладном искусстве народов СССР, столицах союзных республик, городах-героях, достопримечательных местах нашей Родины.
В то время в продаже имелось всего 3- 4 типа диапроекторов, которые лишь в известной мере удовлетворяют предъявляемым к таким аппаратам требованиям. Это диапроекторы «ЛЭТИ-62», «Свет», «Этюд» и «УП-2». В массовых аудиториях школ, вузов, культурно-просветительных учреждений были необходимы проекционные приборы с дистанционным управлением, автоматическим передвижением кадров, мощным источником света, хорошей оптикой.
Набор цветных слайдов "Фрески Смоленского собора Новодевичьего монастыря".
Этим требованиям удовлетворяли диапроекторы «Протон» и «Орбита», подготовленные к выпуску Казанским опытным механическим заводом.
Диапозитивы широко использовались не только в пропаганде, рекламе, информации, но и в педагогическом процессе в школе, в вузе, в научно-исследовательской работе.
Диапроектор "Протон".
В среде фотолюбителей слайды тоже пользоваться большой популярностью. Этому способствовало поступления качественных обращаемых позитивных плёнок на прилавки наших магазинов, а также создание при службе быта лабораторий по обработке фотоматериалов. В период летних отпусков, или путешествуя по стране фотокоры различных издательств, или просто фотолюбители, на обращаемую плёнку, снимали людей и события, простые пейзажи, донося до нас красоту уголков нашей Родины. Промышленностью, в 70-х 80-х годах выпускалось большое многообразие диапроекторов. От более сложных устройств, для демонстрации изображения в больших аудиторий, так до более простых позволяющих в тёплой домашней обстановке насладиться воспоминаниями об отдыхе в семейном кругу.