Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
Показ картин сопровождался чтением вслух брошюры, прилыгавшийся к каждой картине. Наряду с картинами существовали и наборы диапозитивов на самые различные темы. Они являлись отдельными иллюстрациями, иногда серией иллюстраций, предназначенных для сопровождения лекций, уроков, бесед. Немало было диапозитивов своеобразного развлекательного, «зубо-скального» характера, изображающих, например, карикатурные типы дворника, повара, кухарки, кучера или шаржированные типы представителей национальных меньшинств России и т. п.
Царизм — злейший враг просвещения народа — ничего не имел против демонстрации «туманных картин» монархо-патриотического содержания. Однако власти прекрасно понимали, что экран может использоваться далеко не так, как им хотелось бы. Этим объясняется ограниченное распространение волшебного фонаря не только в сельских школах, но и в городских учебных заведениях — в гимназиях, коммерческих, ремесленных, реальных училищах. Достаточно сказать, что во всем Московском уезде к началу девяностых годов прошлого века в школах насчитывалось всего-навсего шесть волшебных фонарей.
Противодействие «власть предержащих» могло тормозить, ограничить развитие диафильма, но остановить его оно не было в состоянии. Русские «туманные картины» сыграли свою роль в культурной жизни страны и наряду с французскими и американскими картинами явились предшественниками современного диафильма, а в какой то мере и кинематографии. Как бы их ни называли — «театром теней», «представлениями в картинах» или «туманными картинами», все они были первым искусством экранного зрелища, в котором объединялись живопись, литература, иногда и музыка.
Для них были написаны первые сценарии, составлены первые режиссерские разработки. От примитивного фонаря Кирхера, при помощи которого можно было вызывать односложные образы: черта, смерть с косой, ведьм,— люди пришли к стройным, цельным художественным произведениям, которые монтировались на сотнях кадров...
В декабре 1895 года в парижском «Гранкафе» изобретатели кинематографа братья Люмьер дали свой первый публичный сеанс. Кинематограф начал свое победное шествие по миру, свершавшееся с поистине «кинематографической быстротой». Но на первых порах статические картины — диафильмы — продолжали привлекать внимание публики и не сразу отступили перед кино. Первыми кино-зрелищами были коротенькие хроникальные съемки: «Прибытие поезда», «Уход рабочих с завода»; потом появились довольно неуклюжие пятнадцатиметровые фильмы, такие, как «Чихающий Фред», «Танцующая Аннабель». Зрителя привлекало не убогое содержание фильмов, а иллюзия движения, ожившая фотография, сам «фокус». Диафильмы тогда были куда содержательней.
Просветительское значение «туманных картин» было заслуженно оценено передовыми кругами России, и, пока кинематограф совершал свои первые шаги, волшебный фонарь долгое время играл в этой области первую скрипку. При этом надо отметить, что научно-популярный жанр, или «разумный кинематограф», как называли тогда в России фильмы, которые должны были не увеселять, а просвещать зрителей, появился очень рано. «Самые первые сеансы разумного кинематографа были устроены зимой 1896/97 года Русским техническим обществом в одном из самых больших помещений Петербургского Соляного городка». Однако «из-за несовершенства и малой содержательности этих случайных для Патэ и Гомона лент лекторы соединяли их с демонстрацией «туманных картин» *.
Познавательная роль «туманных картин» оттенялась и в книге, вышедшей в те годы под характерным трехэтажным заглавием: «Волшебный фонарь. Прекрасный подарок, одинаково полезный как для взрослых, так и для детей. Полное практическое руководство к устройству волшебного фонаря и подробное наставление, как при помощи его производить туманные картины» **.
Кино еще училось говорить по слогам, складывало свою азбуку. Но прошло несколько лет и оно нашло свой язык, выработало свои художественные средства, стало искусством неизмеримо более могучим, чем диафильм. Увлечение кино стало всеобщим и на время сделало невозможным жизнь какой-либо иной другой разновидности искусства экрана.
Волшебный фонарь ушел в тень, но все же продолжал жить. Он по-прежнему служил науке и просвещению. Но теперь он уже не покидал стен аудитории или школьного класса. При его помощи показывали отдельные диапозитивы, ряд диапозитивов, но не фильмы.
_____________________________________
* Р. Соболев, Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961, стр. 74. Патэ и Гомон — французские кинофирмы, продукция которых в 90-х годах широко импортировалась в Россию.
** К.Х.Вальтер, М., 1898.