Глава I
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
ИЗ ИСТОРИИ ДИАПОЗИТИВНОГО ФИЛЬМА
Со времен Кирхера и Шаля волшебный фонарь получил распространение в разных странах Европы.
Так аппарат, который по существу своему как бы приспособлен для того, чтобы сеять свет, знания, использовался в качестве источника мракобесия. Служители церкви сами заказывали соответствующие рисунки, организовывали чудеса и тут же проповедовали «слово божие». Цинизм и лицемерие поистине иезуитские.
Но было бы ошибочным полагать, что волшебным фонарем владели только церковники. Он был известен датскому ученому Т. Валленштейну, современнику Кирхера, им пользовался и вносил в него усовершенствования физик Ж.А. Нолле, о нем знал знаменитый Эйлер. О волшебном фонаре говорится уже в словаре аббата Фюретел ла, а в 1771 году словарь Треви приводит уже довольно подробное описание этого аппарата.
Мистический сеанс у иезуитов Полоцка
В XVIII веке волшебный фонарь появился на площадях в руках фокусников и, по словам Ж.А. Нолле, стал «излишне популярным». Но было бы неправильным считать, что волшебный фонарь приобрел широкое распространение, стал аппаратом массовым и общеизвестным. Правда, им пользовались уличные фокусники, но это были случаи редкие. Церковники применяют его все реже и реже изза понятной боязни нежелательных разоблачений. Ученые и педагога не нашли еще форм для применения волшебного фонаря, и «черная доска» (то есть школьная доска), по словам Куассака, «долго еще побеждала свет».
Таким образом, проекционный фонарь в XVIII и даже в первой половине XIX века оставался аппаратом если не уникальным, то, во всяком случае, редким. Только поэтому стала возможной та громкая сенсация, которую вызвали мистические сеансы Робертсона.
Настоящее имя Робертсона—ЭтьенГаспар Робер. Это был талантливый физик и воздухоплаватель, родом бельгиец. По каким-то причинам его преследовала полиция, и он бежал из Бельгии в Париж. Здесь в марте — апреле 1798 года он начал свою деятельность фантасма гора и прослыл великим, таинственным мастером вызывать тени умерших, повелевать призраками и привидениями. Робертсон не ставил перед собой каких-либо культовых задач. Он был просто остроумным шарлатаном. 1Волшебный фонарь служил ему источником средств для существования и наживы.
Фантоскоп Робертсона
Робертсон еще в Бельгии, в Местрихте, познакомился с волшебным фонарем у физика Вана Эстана, а затем внес в него значительные усовершенствования и поставил задачу добиться иллюзии движения теней, хотя бы неполной. Фантоскоп Робертсона
В своих мемуарах Робертсон пишет:
«Начиная с 1784 года я добавил к фонарю Кирхера усовершенствования, которые плохо ли, хорошо ли позволяли теням ковылять, что я и показывал в присутствии моего хорошего друга М. Вильете и еще некоторых лиц...» *.
Это не было новым открытием Робертсона. Кирхер также стремился получить иллюзию движения изображений и умел достигать этого. Он вставлял в тубус перед линзами вращающийся круг, на котором были нарисованы последовательные фазы движения фигуры. Кирхер, таким образом, открыл принцип стробоскопа и заложил первый камень кинематографии.
Робертсон хорошо подготовился к публичным сеансам. Первый из них был дан в павильоне шахматистов. И Париж зашумел. Все газеты помещали статьи о Ро бертсоне. Журналист ПультеДельмонт в журнале «Друг законов» 28 марта 1798 года писал: «Один децемвир сказал, что «не возвращаются только мертвые»; идите к Робертсону и вы увидите, что и мертвые возвращаются».
Вот как описывается один из сеансов Робертсона, наводивших мистический ужас на зрителей:
«...Бледный сухой человек вошел в помещение. «В «Журналь де Пари»,— сказал он,— я утверждал, что воскрешу мертвых, и я их воскрешу. Те из вас, которые желают появления дорогих им людей, могут сказать мне об этом. Я исполню их желания»... Едва он замолк, лампа погасла, наступил непроглядный мрак: Раздались раскаты грома, шум дождя, похоронный звон.... Во мраке открылось небо, изборожденное молниями. На нем появилась светящаяся точка. Вырисовалось и медленно приблизилось лицо. Вскоре привидение, приняв огромные размеры, подходило к самым глазам зрителя. Он уже готов был издать крик ужаса, но тут призрак мгновенно исчезал... **
_____________________________________
* Цит. по М. Куассаку, который широко использовал записи Робертсона в своих книгах: «De revolution de la projection a tra- vers les ages» (Paris, 1910) и «Histoire de cinematograph de ses origines a nos jours». В последней Робертсону посвящен большой раздел первой главы (стр. 17—29).
** Цит. по кн. М. Куассака, стр. 26—27.