Глава IX
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАФИЛЬМЕ ЗА РУБЕЖОМ
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДИАФИЛЬМЕ ЗА РУБЕЖОМ
Крестьяне называют диафильмы «нашим учителем», «местным кино».
Основными организаторами продвижения диафильмов к зрителю в Китае являются Дома культуры. Они тесно связаны с Обществом по распространению знаний техники и науки, с аграрно-техническими станциями, органами здравоохранения, комсомолом, Союзом женщин Китая.
При Домах культуры есть специальные группы по демонстрации диафильмов, состоящие из киномеханика, администратора и диктора.
Диктор играет при демонстрации и в подготовке сеанса очень большую роль. Если он хорошо подготовлен, то в лицах рассказывает зрителям о том, что происходит на экране, исполняет песни, декламирует стихотворения, подражает голосам животных. Показ диафильмов нередко сопровождается музыкой.
В Китае широко практикуется запись подготовленного диасеанса на грампластинку или ленту магнитофона, а в настоящее время на Пекинской студии ведутся эксперименты по созданию звукового аппарата.
Демонстрационные самодеятельные группы при Домах культуры не только демонстрируют диафильмы, но и сами изготовляют их. Так, например, в уезде Сиян провинции Шаньси 90 процентов таких групп создают диафильмы своими силами. В течение только одного года там было изготовлено свыше 500 экземпляров диафильмов.
Обычно изготовление диафильмов самодеятельными группами проводится в сотрудничестве с литературными и художественными группами при местных клубах и Домах культуры.
Диафильмы на местах производятся несколькими способами: на стекле и стеклянной бумаге, на полупрозрачной бумаге, покрываемой после нанесения рисунков маслом и Становящейся прозрачной. Стеклянная пластинка, покрытая слоем черной туши с последующим нанесением рисунка, при проекции на экран напоминает собой гравюру. Профессиональные студии выпускают диафильмы главным образом на целлофане и пленке.
Диафильмы, изготовленные самим населением, обычно посвящены важнейшим событиям в жизни данного сельскохозяйственного кооператива, его планам и достижениям. Во многих случаях члены кооператива используют диафильмы как средство критики и поощрения. Часто можно слышать слова: «Если сумеешь стать отличником труда, увидишь себя на экране».
Широко применяются диафильмы для распространения передового опыта. В уезде Гаоцзян провинции Хунань был создан диафильм «Опыт получения высоких урожаев членом производственного кооператива Ли Цзу фаном». При демонстрации этого диафильма пояснения давал сам Ли Цзуфан. Диафильм пользовался большим успехом у крестьян и оказал им серьезную помощь.
В других провинциях Китая крестьяне называют диафильмы «газетой волшебного фонаря». Откликаясь на актуальные события местной жизни, «газеты волшебного фонаря» способствуют успехам в труде. В приморских районах уезда Вэньлин эти газеты информируют рыбаков о появлении рыбы у побережья, и рыбаки своевременно выходят на лов.
Культурная революция в Китае пробудила интерес к диафильмам в каждой провинции. На местах создаются предприятия, производящие аппаратуру с тем, чтобы каждый кооператив мог сам изготовлять диафильмы и ежедневно устраивать диасеансы.
Показ диафильмов проводится по заранее продуманной программе — вначале показывается хроникально документальный или учебный очерк, а затем художественные диафильмы: рассказы, повести, сказки.
Характерная особенность китайских диафильмов — очень пространный текст, который излагается в специальной брошюре. Обычно к диафильмам дается вступление (у нас такое вступление потребовало бы при внесении текста на пленку трех и даже четырех вводных титров). Затем идут кадры с тоже длинными, по нашим представлениям, текстами. Вот начало диафильма «Май ла, девочка с луны» (перевод сказки советского писателя Д. Нагишкина).
Вступление (без иллюстрации):
О храбрых и смелых героях рассказывают многие сказки. А девочки? Что же вы думаете, что они только сидели за прялкой, вышивали юбки и рубашки или носили своим героическим братьям обед в поле? О нет! В сказках есть и девочки, которым дротик милее вышивальной иглы.
В сказке маленькая Василиса пошла одна через темный дремучий лес к злой БабеЯге, чтобы принести огонь для сестер, в другой сказке Маша ходила за Дашей в берлогу к медведям, а Катя долго-долго искала царство Хозяйки медной горы, чтобы освободить своего дорогого Данилу, который хотел там найти каменный цветок.
Кадр 1. В давние, давние времена жили в дремучей тайге охотник Килэ с женой. Оба были из племени удэге. Когда у Килэ родилась девочка, мать умерла, и отец взял себе вторую жену, ведь у ребенка должна же быть мать. Вот так они и жили втроем: Килэ — охотник, его жена Пунинка и девочка Майла.
Мы взяли для примера диафильм, в котором тексты не самые длинные. Есть диафильмы с вдвое большими покадровыми текстами и с втрое-вчетверо большими вступлениями. Но в Китае выпускаются и диафильмы иного типа. Иногда они начинаются прямо с кадров без вступления, а покадровые тексты значительно короче, чем в приведенной сказке, однако, в общем много длиннее наших. Так построен диафильм «Хуанхэ прежде и теперь».