Глава VIII
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
«Пользование диапозитивами стало быстро распространяться с тех пор, как снимки, пускаемые в продажу, стали приноравливаться к элементарным нуждам просвещения, и с тех пор, как техническое их качество было значительно улучшено, а самый материал для проекции стал давать хорошую видимость без необходимости полного затемнения помещений.
Диапозитив лучше приспособлен к нуждам преподавания, чем движущийся фильм, который является и слишком длинным, и слишком дорогим, и слишком быстрым» (из письма от ИВАС, подписанного Ф. Грюисмансом и А. Лега, 1959).
Таким образом, за немым (незвуковым) диафильмом, как у нас, так и за рубежом, по свидетельству методистов-педагогов, остается широкое поле использования в педагогической работе. Известная медленность проникновения статического фильма в наши школы объясняется преимущественно недостатками в школьном оборудовании. Действительно, редкие классы могут быть быстро и без хлопот затемнены, а хождение в просмотровый зал сильно осложняет дело. Школе нужны аппараты, не требующие полного затемнения при диасеансах. Конструкции такие есть. Дело лишь в том, чтобы они выпускались в достаточном количестве.
Кроме того, сами педагоги инертны и не слишком активно проводят диафильмы в школу. В свою очередь сценаристы и редакция студии далеки от творческого процесса школы. Так, хороший диаочерк нередко оказывается непригодным для школьного урока по мотивам, которые многим сценаристам кажутся несущественными. Первый из них: длина диафильма. Сценарист чаще всего стремится построить цельный очерк, уложить его в привычные 60 кадров «полнометражного» фильма. Ведь и этого так мало для мало-мальски сложной темы. Но сценарист забывает норой об учителе, на которого можно кое-что переложить, забывает о том, что школьный урок длится 45 минут. Потому-то диафильм в 60 кадров может быть использован лишь во внеклассных занятиях или для повторения пройденного раздела (обзорные темы). Для урока диафильм должен состоять из 18—20 кадров, чтобы дать время и для объяснений учителя .
Второе — длина текста. Педагоги крайне неодобрительно относятся к сколько-нибудь длинным текстам, даже выразительным и содержательным. Сценаристов это удивляет и огорчает. Но педагоги правы. Длинный текст опять-таки отнимает необходимое на уроке время для объяснений, а часто мешает педагогу сделать свои добавления к кадру, задать вопрос, чтото пояснить.
Третье. Надо стремиться составлять диафильмы ближе к программе: не раскадровывать тексты учебника, а, учитывая требования программы, вводить свежие примеры, разнообразить язык, но не отходить от программных требований.
Разногласия по этим пунктам привели к созданию в студии специального, хотя и небольшого школьно-учебного сектора. Этим последним выдвинут важный вопрос о выпуске полных комплектов диафильмов, обеспечивающих наглядные пособия для всей школьной программы, ведь сейчас диафильмы имеются только по немногим темам. Заслуживает внимания мысль, поданная педагогами-словесниками, о желательности издания диафильмов на одну и ту же тему в двух вариантах: без текста (или с краткими аннотациями) и с очерковым текстом.
Диафильму предстоит решить многие задачи. Одной из частных, но, на наш взгляд, немаловажных задач является выпуск комплектов политических карт мира. Карта мира изменилась и меняется так быстро и так разительно, что издание настенных больших карт не успевает удовлетворять потребности и школы и пропагандистов. Современная карта нужна не только на уроке географии, а и на политзанятиях. Исчезают одни географические наименования, появляются новые. Школьник тщетно будет разыскивать на современной карте недавно возникшие африканские государства. Нужны также сравнительные исторические карты, атласы в диафильмах, в которых были бы показаны десятки новых независимых государств, освободившихся от цепей колониализма, и было бы рассказано, чем являлась раньше территория этого государства.
В диафильмах карты были издавна слабым местом. Они делались грубо, некрасиво, а иногда неточно. Поэтому сценаристы старались избегать включения в диафильм географических карт. Но ведь овладение картографической техникой не такое уж непреодолимое препятствие. Упомянем вскользь, что ИВАС считает более экономным диакарты, чем изготовление хороших настенных карт («за цену одной большой наклеенной на полотно карты можно сделать 20 диакарт»).
Другим частным вопросом является помощь диафильма при изучении иностранных языков. Ныне издаются такие диафильмы, но они имеют, крупные недостатки — они не дают звучания языка.
«...Когда слушатели кружков встречаются с преподавателем 2—3 раза в месяц на полтора-два часа, практически невозможно достаточно развить навыки восприятия иностранной речи со слуха, а главное, навыки правильного иноязычного произношения, навыки чтения и свободной речи на изучаемом языке», — отмечает кандидат филологических наук К. Б. Карпов *.
Но незаменимым помощником в изучении иностранных языков может стать звуковой диафильм, который наряду со звуковым кино «позволяет создать условия максимально приближенные к естественным условиям речевой деятельности» **.
_____________________________________
* «Использование технических средств при самостоятельном изучении иностранных языков», М., 1961, стр. 6—7.
** Там же, стр. 9.