Кирхер написал большое исследование по оптике. Зная работы неаполитанца Порты, он в своей книге привел копию с его «темной камеры». «Ars magna lucis etumbris» — «Великое искусство света и тени»,— так назвал Кирхер свой трактат. В нем уйма мистического бреда и наряду с этим точное описание волшебного фонаря. Вот начало этого описания:
«Вы изготовляете цилиндр, как это показано на рисунке; у его основания АВ устанавливаете вогнутое зеркало, имеющее, насколько это возможно, параболическую форму. В самой середине этого зеркала укрепляете свечу» * . Остальное ясно из его рисунка. Поясним лишь, что Е — это наивно нарисованная ручка фонаря, С — вытяжная труба, Д — выдвижной тубус с линзой.
«Изобретение поистине гениальное, ибо оно дошло почти неизмененным до нашего времени», пишет Ф. Шипулинский ** .
Волшебный фонарь А. Кирхера
Для чего же Кирхер предназначал свой аппарат?
Ученый иезуит ставил вполне ясную практическую цель — дать католической церкви новое оружие для удержания паствы в повиновении, для устрашения народа. И святые отцы тотчас оценили его открытие. В костелах, соборах, монастырях, обычно в алтаре, стали скрытно устанавливать волшебные фонари. Перед верующими в самые напряженные моменты молитвы или проповеди появлялись «потусторонние» духи. Обычно это были образы сатаны, смерти, ада — страшные видения господнего возмездия. Иногда вместо рисунков использовались своего рода «артисты». Под полом, в особой камере, сидел человек, наряженный чертом. Его движения с помощью зеркала отражались где-нибудь под перекрытиями потолка церкви. Черт простирал к верующим когти, выискивал жертву, и каждому из толпы казалось, что именно за ним явился посланец ада.
Проекция А. Кирхера
Почти одновременно с Кирхером и независимо от него волшебный фонарь был изобретен Мийе Шалем, тоже монахом ордена иезуитов. Характерно, что «святой отец» Мийе Шаль — француз из Шамбери — работал над волшебным фонарем из тех же точно побуждений, что и немец Афанасий Кирхер.
Аппарат иезуита француза более совершенен, чем фонарь Кирхера. Его основные части: осветительный цилиндр, раздвижной тубус с комбинацией линз, конденсатор рефлектор. Схематический чертеж аппарата Клод Мийе Шаль дал в своей книге «Cursus seu mundis mathe maticus» — «Курс всеобщей математики». На его схеме: GH — рефлектор, ON — источник света, АВ — проецируемый рисунок, CD и EF — линзы, KL — экран *** .
Проекционный фонарь Мийе Шаля
_____________________________________
* Цит. по кн. М. Куассака, стр. 12.
** Ф. Шипулинский, История кино, т. I, стр. 16.
*** Чертежи проекционных аппаратов воспроизведены М. Куассаком с оригиналов из рукописей А. Кирхера и М. Шаля, хранящихся в парижской библиотеке.