Глава VIII
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
Аналогичных писем в адрес студии или опубликованных в периодике очень много. Мы привели лишь одно, чтобы подчеркнуть особое, исключительное значение диафильмов для ребятни деревень и сел, малых городов и городских поселков. Большинство учителей разделяют точку зрения Г. Исаева, В. Беспалова и других педагогов. Однако «нередко со стороны ряда учителей можно слышать высказывания, принижающие значение и достоинства этого вида наглядного пособия», — замечает И. II. Пель, педагог 48й школы города Красноярска. Больше того, не все ребята в таком восторге от диафильма, как это явствует из множества писем и сообщений. Часто говорят, что старшеклассники теряют интерес к статическому фильму. Разумеется, на уроке и старшеклассникам диафильм помогает учиться. Но внеклассные занятия с этим видом экрана их перестают увлекать, а дома, в семье, они забрасывают фильмоскоп вместе с детскими игрушками.
Угасание интереса к диафильму со стороны ребят старшего возраста является фактом не локального характера, а общего, повсеместного, что можно увидеть из следующей таблицы.
* В обработку принимались лишь письма, содержащие минимум «паспортных» сведений: адрес, подпись, класс, в котором учится корреспондент.
Таблица показывает, что интерес школьников к диафильмам с шестого класса идет на убыль и резко падает в старших классах. Малое число писем от ребят из первых трех классов имеет иное объяснение. Статистика тут ничего не объясняет. Малышам просто не под силу еще писать письма студии, да и сама эта мысль вряд ли приходит им в голову.
Затухание интереса к диафильму у старшеклассников объясняется не только объективными факторами, но и тем, что студия выпускала мало диафильмов, рассчитанных на их возраст. В студии сложился иронический термин «перевзрослил». Работники редакции часто упрекали и упрекают авторов в том, что последние слишком «повзрослому» подходят к ребятам, составляя диафильмы. Этот упрек в большой мере справедлив. Но наряду с этим не замечалась иная опасность: дети старшего школьного возраста, юноши и девушки оставались без должного обслуживания со стороны диафильма. Для дошкольников, детей младшего и среднего возраста студия выпускала разнообразные наборы сказок, басен, детских рассказов. С учетом этой именно аудитории инсценировались литературные произведения, а иногда перерабатывались и кинофильмы и в далеко, правда, не достаточном количестве составлялись специальные сценарии. В каталогах, планах, аннотациях студии имеются рубрики: для детей дошкольного, младшего, среднего школьного возраста. Но категории «юношество» не существует. В результате получилось так, что юноши и девушки «отучались» от диафильма.
Рассмотрим теперь те же письма ребят под другим углом зрения, проследим, какие виды диафильмов в наибольшей мере привлекают школьников разных классов. В подавляющем количестве писем наши юные корреспонденты просят выслать диафильмы определенного жанра.
В большинстве писем содержатся краткие отзывы о просмотренных диафильмах: «понравилось», «больше всего нравится». Эти запросы и отзывы дали возможность составить следующую таблицу.
* В этой графе учтены запросы в общей форме: «высылайте побольше», «шлите разные». Сюда же вошли жалобы на отсутствие или малое число лент в данном городе или селении.
В периодической печати родители высказывали упреки в том, что слишком часто повторяется в разных вариантах надоевшая юным зрителям история злой мачехи и ее несчастной падчерицы. Сказки, конечно, нужны. Это один из наиболее популярных среди детей жанров, но во всем нужна мера, во-первых, а во-вторых, в пределах сказочного жанра необходимо разнообразие, необходим отбор сказок, которые бы в максимальной степени перекликались с современностью, служили бы средством воспитания малышей.
Вопрос о том, как эволюционирует и дифференцируется с возрастом ребенка интерес к диафильму, — это мало затронутая еще область исследования, хотя на материале диафильмов педагогами написана не одна ученая диссертация. Нам кажется необходимым обратить внимание педагогов на те тысячи детских писем, которые приходят в «Диафильм».
В жизни сложился термин «индивидуальный» зритель. Но ребята почти всегда смотрят диафильмы коллективно. Кроме того, они ведь не только смотрят. Каждый зритель обычно и активный участник просмотров. Каждый любит быть киномехаником, вести сеанс, читать вслух текст. Незаметна и трудно учитываема роль диафильмов. Одним из несомненных весьма положительных его свойств является то, что он и игра и учеба одновременно. В частности, дети, увлекающиеся диафильмами, исподволь, играючи, приобретают навыки чтения вслух. Вот один из обычнейших жизненных примеров: в комнате доцента МГУ В. А. Пронина у его дочки-второклассницы постоянно собирались девочки на диасеансы. Строго по очереди читали они тексты диафильмов. А через год-полтора родители с удовольствием увидели хорошие и отличные отметки в дневниках по чтению — все участницы маленького детского кружка стали связно, хорошо читать вслух.
Выше мы говорили о больших преимуществах звукового диафильма, но одновременно высказали предположение, что немой и звуковой диафильмы долгое время будут развиваться параллельно. Теперь, рассказав о разнообразных формах использования диафильма, можно подкрепить это предположение.
Звуковой диафильм пока что не может получить массовое распространение. Ведь обычный фильмоскоп стоит рублей 15—20. Звуковой аппарат первых производственных выпусков будет стоить во много раз дороже. Его смогут купить школа, клуб, Дом пионеров, Дом партийного просвещения. Но купить его вскладчину ребята не смогут. И редкий папа сможет сделать такие затраты. Для того чтобы звуковой диафильм широко вошел в детский мир, нужен кроме аппарата большой фонд звуковых пленок. Этот фонд нельзя создать в короткое время, ведь выпущены пока только экспериментальные озвученные пленки. Но дело не только в аппаратуре. Немой диафильм активизирует детскую аудиторию уже тем, что вызывает необходимость коллективного, общего участия в чтении текстов. Звуковой диафильм в этом отношении более пассивен. Правда, он лучше сможет передать, прививать зрителям культуру речи. Но научиться самому правильно, легко и выразительно читать поможет немой аппарат, так как он дает повседневную практику. Ребята сами поправляют друг друга («Юрка, не торопись, не комкай»; «Маша, следи за точками» и т. п.). Вот почему нельзя согласиться с чрезмерными восторгами по поводу звукового диафильма и считать немой диафильм чуть ли не анахронизмом. Ему еще предстоит долгая жизнь. Старый «волшебный фонарь» находит все новые формы использования, интересные как с педагогической точки зрения, так и с точки зрения дальнейшей эволюции нашего малого искусства экрана. Для нас, например, очень ценен оригинальнейший опыт включения статического фильма в театральную драматургию. Это новое, малоизвестное неспециалистам явление в театральной культуре расцвело в Чехословакии. Laterna magica — волшебный фонарь — так называется этот удивительный театр в чешской столице. В нем театральное представление органически включает в себя движущееся изображение — кинофильм и неподвижные кадры — диапозитивы.
Пусть не удивляется читатель этим кратким справкам. Они имеют прямое отношение к вопросу о диафильме в школе. По тому же принципу соединения сценического, актерского действия с диафильмом сделаны постановки в красноярской школе № 48, описанные И. П. Пелем:
«Зал вечера, посвященного Николаю • Островскому. За занавесом большой экран отделяет сцену от зала. Гаснет свет в зале. Темноту прорезает пучок света, кругом ложась на занавес (в фильмоскопе рамка вынута), который медленно открывается под звуки музыки молодежной революционной песни.
За ним, перед экраном, в лучах света — красноармеец с винтовкой в руках, одетый в форму времен гражданской войны. Рядом с ним — молодой рабочий — наш современник. Красноармеец произносит монолог из романа: «Самое дорогое у человека — это жизнь...» Снова гаснет свет. Фигуры исчезают. Из второго фильмоскопа демонстрируются кадры диафильма «Николай Островский»... Еще несколько раз инсценированные отрывки прервут его показ...
Часто в 8м классе на литературных вечерах учащиеся показывают отрывки из пьесы «Недоросль». Диафильм «Недоросль» поможет объединить их. Следует добиться, чтобы грим и костюмы юных артистов были как можно ближе к исполнителям ролей пьесы в диафильме».
Работа красноярской школы интересна тем, что в ней активное участие принимают старшеклассники.
Была когда-то в ходу у части сценаристов, да и зрителей, точка зрения, по которой только сказка, басня или рассказ для самых маленьких являются в диафильме областью художественного жанра. Остальное же — «пособия», не имеющие отношения к искусству. Читатель видел, насколько несправедлив этот взгляд, как разнообразны жанры и многогранны стороны использования диафильмов. В этой связи особенно отчетливо выступает очередная важная задача: добиться, чтобы каждый диафильм любого жанра и на любую тему (кроме диасерий) был бы произведением художественным. И. П. Пель находит очень четкое и емкое слово, определяющее направление дальнейших поисков: «Надо беллетризировать диафильмы»,— пишет он.