Глава VIII
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
НА УЛИЦЕ, ДОМА И В ШКОЛЕ
Сели бы вам довелось побывать в городе Стерлитамаке Башкирской АССР в летние месяцы, ваше внимание, вероятно, привлек бы маленький красный флажок, который по утрам вывешивали ребята на воротах одного из дворов городской окраины. На следующее утро флажок появлялся на соседних воротах и так путешествовал по всей улице. А когда вечерело, ребята вывешивали второй флажок. И тогда в этот двор начинали собираться и дети и взрослые. Даже иные из любителей «забивать козла» оставляли домино — этот распространенный способ убиения досуга... Один флажок означал, что вечером в этом дворе будет диасеанс, второй — что «передвижка» установлена, что скамьи и стулья расставлены, что зрителям пора занимать места.
Ребята сами писали афиши, по очереди читали тексты диафильмов, по очереди вели демонстрацию. Директором детской передвижки был Толя Балякин. Так и говорили: «Толин кинотеатр».
Вскоре в Стерлитамаке появилось много подобных «кинотеатров». Но и этим дело не ограничилось. Руководитель детской технической станции П. И. Поляков подсказал новую идею — создать в парке летний детский кинотеатр. Горисполком поддержал это предложение. Архитектор выбрал место в парке, сделал расчеты, а строить здание кинотеатра начали сами ребята. Число строителей росло с каждым днем. Даже малыши, которые приходили с мамами и сестрами играть в парк, не остались безучастными к этому делу. Они подносили гвозди, сторожили и подавали инструмент, убирали стружки. Через 10 дней первый в Стерлитамаке детский кинотеатр (90 мест под крышей и 80 под открытым небом) был готов.
Обо всем этом рассказала Т. М. Пристова в своей статье «Приходите к нам в кино» *. Творческая инициатива ребят, навыки работать сообща и не только для себя, а для коллектива (чему, кстати сказать, такое большое значение придавалось в семье Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых) — все это помогает развивать в детях диафильм.
Не следует думать, что опыт стерлитамакских ребят единичен.
«На нашей улице много ребят. Мы пионеры. Мы учим играть младших ребят, а вечером показываем кино из фильмоскопа Ф49. Для малышей мы показываем сказки, рассказы, а для школьников научные диафильмы».
Следуют девять подписей: Бавкун Тома, Асымов Рафик, Радченко Леня, Арифанова Света и другие. Ташкент, Инженерная, 12.
Из Уфы, по поручению школьников 4—5го классов дома № 50 по Октябрьской улице, пишут Хабибулин Фаим, Маскаев Коля, Титькова Нина:
«Мы купили много лент, а аппарат один. Нас много — 30 человек. Нам всем хочется смотреть сразу на стене, как кино, и мы решили собрать деньги и купить, чтобы все смогли смотреть».
«Мы пионеры школы № 3, — пишет ученица 8го класса Н. Литвенко из города Минусинска, — часто собираемся в пионерской комнате или у кого-нибудь дома... И как приятно увидеть на экране сказку или научный фильм или по кинофильму. Конечно, больше всего уважаем смотреть последние. Но в нашем культмаге диафильмы бывают раз в десять лет».
А вот письмо из Запорожья.
«Шлем вам горячий привет. Нас очень интересуют подвиги в труде и бою. Кружок имеет 2 фильмоскопа и 832 диафильма. Мало диафильмов о Великой Отечественной войне и партизанах. Устраиваем просмотры диафильмов. Во время просмотров полная тишина»...
Дети — основной зритель диафильма. Детские диафильмы за последние пять лет составляли 25—35 процентов по количеству названий, а по числу копий от 70 до 90 процентов всего выпуска диафильмов. Тиражи детских диафильмов в два-три, а то и в четыре-пять раз больше тиражей обще-экранных диафильмов.
В ближайшее время соотношение между тиражами диафильмов детских и обще-экранных должно заметно измениться. Перед диастудиями стоит ответственная задача увеличить выпуск и поднять качество общественно политических, научно-популярных, сельскохозяйственных диафильмов. Это, конечно, не означает, что внимание к детской аудитории должно ослабнуть. Напротив. Тематика диафильмов для детей становится шире, разнообразней, идейно-художественный уровень выше.
Резко должно увеличиться количество учебных диафильмов. Нельзя не отметить также новое, весьма перспективное начинание — выпуск публицистики для детей. Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1960 году изданием диафильма «Здравствуй, наше завтра» (детям о XX съезде КПСС). В 1961 году и в начале 1962 года выпущено уже несколько популярных, рассчитанных на детей диаочерков о XXII съезде партии, о новой Программе КПСС.
Диафильм в значительной мере восполняет пробел, который до сих пор не заполнен кинематографией. В самом деле, ни художественная, ни научно-популярная, ни документальная, ни даже мультипликационная кинематография не выпускает фильмов для детей дошкольного возраста и очень мало для младшего школьного возраста. Поэтому широкое проникновение «волшебного фонаря» в детские сады, семью служит одним из немногих, но очень важных средств воспитания детей. Это, пожалуй, наиболее доступная для детей младшего возраста изобразительная форма.
Известно, например, что малыши, а также и взрослые, мало соприкасавшиеся с изобразительным искусством, легче читают изображение, легче распознают его предметность при больших масштабах фигур. Светопись фотографию читают свободнее, чем живопись. Педагог М. Н. Сокулина в своих выступлениях о диапозитивном фильме рассказала, что педагоги-исследователи установили весьма любопытные черты детского восприятия. Например: картину, положенную на с гол, малыши понимают с трудом. Ту же картину, поставленную вертикально, читают сразу.
Кадр диафильма, конечно, доступнее восприятию ребенка, чем динамические изображения кино, и в этом отношении с ним может соперничать разве что детская картинка (которых, кстати сказать, мало и которые не всегда высоки по качеству).
Таким образом, для дошкольников диафильм является наиболее доступным из всех видов зрелищных искусств. Это первый друг малышей. Уже с трехлетнего возраста ребятишки с восторгом смотрят цветные картинки на экране. В этом возрасте зритель не предъявляет еще особых требований к разнообразию диафильмов. Нередко малыши изо дня в день просят показать одну и ту же полюбившуюся серию — «Красную Шапочку», «Кота в сапогах» или же подбор картинок по типу лото.
Диафильм остается также надежным помощником и товарищем ребят младшего школьного возраста.
«Вы не можете себе представить,— писал студии учитель Г. Н. Исаев из глубинного села на Харьковщине,— какое громадное значение имеют диафильмы: ученики с нетерпением ожидают очередного сеанса, обсуждают и делятся впечатлениями. Если бы вы слышали, каким дружным хохотом разражаются самые маленькие зрители, когда появляется на экране заяц, плывущий на барабане («Братец кролик барабанщик»), или когда на экране возникает шестой найденный кот вместо одного сбежавшего.,. Диафильмы мы используем как для лекций в школе, так и в виде систематических, регулярных диасеансов для детей».
_____________________________________
* «Вожатый», 1959, № 5, стр. 21.