ОТ АВТОРОВ
«В первое время после появления кинематографа шли долгие споры о том, является ли кино искусством или нет. И теперь между мной и одним моим другом возник такой же спор о диафильме. Он не считает диафильм искусством, я же, напротив, считаю, что в диафильме одновременно подают друг другу руки рисунок, фотография и литература. Этот вид искусства обладает своими возможностями, на своеобразном языке он может передать те же волнения, ту же радость и печаль, внушить своим зрителям — детям и взрослым — разнообразные мысли и чувства, которые вызывают кино, театр, книга, картина» * .
Так писал Назым Хикмет в 1955 году, но споры о том, является ли диафильм искусством или нет, ведутся и по сей день.
Для большинства крупных советских писателей такого вопроса не существует — они приняли диафильм сразу и безоговорочно. «Со студией «Диафильм» мы старые друзья: еще в 1934 году я с большим удовольствием предоставил ей чуть ли не все свои сказки: «Мухуцокотуху», «Федорино горе», «Путаницу», «Мойдодыра», «Доктора Айболита» и другие» ** — так отозвался о диафильме Корней Иванович Чуковский в одном из своих выступлений в печати.
Наиболее яркую характеристику искусству диафильма дает популярная детская писательница Л. Воронкова:
«У нас мало говорят, мало пишут об этом маленьком кино, так любимом детьми. Оно очень скромное, и, как часто бывает, тот, кто скромен, делает большое хорошее дело.
Сегодня сумрачный день, дождливо. Школьники сделали уроки. Младшие ребята не знают, чем заняться, на улицу не выйдешь. И вот затемняется комната, на сцену вешается простыня, в фильмоскопе загорается волшебная лампочка... И целый мир приключений, событий, человеческих судеб и подвигов, мир очаровательных сказочных превращений проходит перед глазами ребят.
Один за другим являются на стене цветные кадры диафильма. Возникают картины Отечественной войны. Ребята, затаив дух, следят за подвигами Саши Матросова, молодогвардейцев... Оживают книги наших классиков: чеховская «Каштанка», «Слепой музыкант» Короленко, «Муму» Тургенева... Множество диафильмов сделано по книгам советских писателей.
Очень нравятся ребятам диафильмы научно-познавательные. Интересно сделанные, доходчивые, увлекательные, они очень нужны школьникам, они помогают учиться, расширяют кругозор и, сообщая множество интересных сведений, дополняют то, что дает школа.
Одно из самых больших удовольствий — сказки: русские, индийские, китайские, сказки Андерсена, Гриммов, Перро. И, конечно, сказки Пушкина со всей их радостью, блеском и сердечной теплотой.
Работать над диафильмом интересно. Видишь, как герои твои принимают конкретный облик под кистью художника, как скупые строчки оживают в образах.
Вот она, «девочка из города» Валентина, вот и другие мои колхозные ребята живут на экране, дружат, работают, сажают липки, сторожат с дедом зерно на току, идут искать никогда не виданное море...
Живет диафильм так же долго, как книжка, а иногда еще дольше. Так, например, случилось у меня с повестью «Лесная избушка». О книжке забыли, а диафильм идет и идет, неизменно находя отклик в душе маленького зрителя.
Много удовлетворения приносит эта работа писателю» .
Живут и находят неизменный отклик в душе зрителя произведения Сергея Михалкова, Самуила Яковлевича Маршака, Николая Носова, Агнии Барто, Виталия Бианки и других, по произведениям которых сделаны и выпущены сотни тысяч копий детских диапозитивных фильмов.
В газетах и журналах ежегодно появляются десятки статей и заметок о диафильмах. В них говорится о применении диафильмов в самых различных условиях: в семье и школе, в клубах и пионерских лагерях, в домах партийного просвещения и на полевых станах. Эти статьи в свидетельствуют о все возрастающем интересе к диафильму буквально повсюду — от пионерских парков Москвы до красных яранг Камчатки. Отклики прессы свидетельствуют и о том, сколь существенна помощь, которую оказывают диапозитивные фильмы агитаторам, пропагандистам, педагогам, а также людям различного профессионального профиля, так или иначе связанным с воспитанием подрастающего поколения.
«Дорогие товарищи! Помогите юным северянам сократить зимние вечера. Недавно отец детям привез из Южно-Сахалинска фильмоскоп... и ни одной кинопленки. Там, в Южно-Сахалинске, их не оказалось. Совершенно случайно у одного нашего школьника нашлась одна кинопленка «Собака разведчика». Можете себе представить, с каким интересом дети от 5 до 14 лет смотрели эту картину. Они сидели «замертво». А когда фильм закончился, ребята подняли прямо рев. Еще, еще, еще. Так, четыре раза подряд смотрели и не уставали смотреть ребята. И тогда юные зрители решили попросить вас прислать наложенным платежом 40 кинопленок. Кто просит сказки, а кто из жизни пограничников и их верных друзей — собак. А я, их бабушка, тоже присоединяюсь к их просьбе и прошу Вас убедительно не оставить их просьбу без ответа».
(Углегорск. Карнаушенко И. К.
29/XII—59 г.)
29/XII—59 г.)
Таких писем в студию «Диафильм» приходит ежегодно не десятки, не сотни, а тысячи.
Диапозитивные фильмы стали важным видом наглядной пропаганды и агитации, средством эстетического воспитания не только юного поколения, но и людей зрелого возраста.
Общественно-политические, научно-популярные, документальные, сельскохозяйственные диафильмы, диафильмы по литературе и искусству нашли широкое применение в сети партийно-комсомольского просвещения, в народных университетах культуры. «Больше создавать короткометражных, историко-революционных, научно-популярных фильмов, а также диафильмов для системы политического просвещения»,— указано в постановлении ЦК партии «О задачах партийной пропаганды в современных условиях» ***.
Широкое признание получили советские диафильмы за рубежом. Ежегодно сотни тысяч диафильмов посылаются в Китай, Чехословакию, Венгрию и другие страны социалистического лагеря, с каждым месяцем растет спрос со стороны таких стран, как Индия, Франция, Япония, Голландия, Англия и др. Страны народной демократии не только демонстрируют советские диафильмы, но и используют при производстве своих диафильмов богатый опыт Советского Союза.
Каждый год в СССР выпускается свыше тысячи названий диафильмов тиражом около 20 миллионов копий. В 1960 году созданы две новые диастудии — Киевская и Кишиневская. Между тем вопросы теории диафильма разработаны еще очень слабо. В предлагаемых очерках авторы, обобщив накопленный опыт, делают, по существу, первую попытку осмыслить методику создания диафильмов разных жанров и ввести читателя в творческую лабораторию диафильма.
Авторы заранее благодарны за все замечания, которые взыскательный читатель им сделает, и учтут их в своей практической работе.
_____________________________________
* «Литературная газета», 1955, 12 ноября.
** «Советский экран», 1958, № 22, стр. 14.
***«Правда», 1960, 9 января