Глава VI
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИЙ И НАУЧНОПОПУЛЯРНЫЙ ДИАФИЛЬМ
Становление советского диафильма началось с публицистики. В конце двадцатых годов появились первые общественно-политические и научно-популярные диафильмы. Первоначально они представляли собой набор разнообразных иллюстраций и фотографий, в большинстве своем вырезанных из журналов, книг и других печатных изданий. Изобразительный материал отбирался применительно к избранной теме и сопровождался кратким пояснительным текстом. Используемые в качестве наглядных пособий первые диафильмы, несмотря на разнородность структуры и примитивность монтажа, оказали большую помощь агитаторам и пропагандистам. За первую пятилетку было распространено 1,3, во второй 3,8, а в третьей 7,7 миллиона копий диапозитивных фильмов (правда, в эти данные входят и детские диафильмы, которые начали выпускаться вскоре за первыми публицистическими диафильмами).
Появление нового вида наглядного пособия на кинопленке, демонстрируемого при помощи портативной и несложной аппаратуры в сочетании с живым словом пропагандиста, сразу же показало огромную силу воздействия диафильма, а расширение аудитории до 25 и более слушателей еще больше утвердило преимущества диафильма перед многими другими видами наглядных пособий.
В свое время высказывалось предположение, что роль диафильма недолговечна и что он скоро уйдет в тень, уступив место научно-популярному кино, телевидению, радиовещанию. Жизнь не подтвердила это предположение. Напротив, агитаторы, пропагандисты и в наши дни считают диафильм надежным помощником и верным другом.
«Основное их достоинство,— пишет агитатор Г. Петров из г. Нальчика,— универсальность и портативность. В кармане у пропагандиста на одном ролике может быть целая карта мира, на другом — основные цифры семилетки, изображенные в виде наглядных красочных диаграмм, на третьем ролике у него может быть иллюстративный материал к событиям за неделю по СССР и за рубежом, на четвертом — к событиям в своем крае...» («Правда», 1960, 6 января).
Бухгалтер А. С. Серебряникова их города Куляб Таджикской ССР собрала фильмотеку в несколько сот диафильмов, которую широко использует в своей общественной работе. «Демонстрирую фильмы по всем учреждениям, заключила дружеские договора, получаю письменные отзывы и благодарности,— сообщала Анна Семеновна студии в 1959 году.— Сейчас наступило лето.
У меня на дворе сделан экран, и нет такого вечера, чтобы не собралось 10—15 человек взрослых, а ребят вообще большое количество».
О пользе, приносимой диафильмами, пишут Дом санпросвета в Семипалатинске, Южно-Сахалинская школа, Ташкентский театральный художественный институт, воинское подразделение, «находящееся на отдаленной точке от столицы», рабочие-общественники из разных концов страны.
«Пишет Вам работница швейной фабрики № 4 города Харькова. На фабрике меня сразу же избрали в культ-сектор цехкома. Я с удовольствием выполняю эту интересную и увлекательную работу.
Большим успехом в школе и на производстве пользуются беседы, сопровождаемые показом диафильмов.
Мне очень нужны антирелигиозные, научные, литературные и исторические фильмы, но достать их почти невозможно. За последнее время, кроме «Кораблей в степи» и «Для писем и газет», в городе нет ничего...
С комсомольским приветом — Оконевская Ольга».
За последние годы тиражи диапозитивных фильмов на общественно-политическую тематику возросли. Так, диафильмы «Решающий шаг в создании материально технической базы коммунизма», «Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы», «Размещение производительных сил в семилетке», «Расцвет советской культуры», «О повышении жизненного уровня советского народа» и другие выпущены тиражом в 20 тысяч копий каждый, вместо 2—5 тысяч копий — обычного в прежние годы тиража для публицистических и научно-популярных диафильмов.
Приведенные цифры, отзывы, письма агитаторов свидетельствуют о признании диафильмов, но мало говорят о его художественном уровне. Между тем в этом отношении общественно-политические и научно-популярные диафильмы только за последнее время сделали крупный шаг вперед.
Специфика диафильма, его средства выражения выявлялись, прежде всего в художественном жанре, в детских сказках, а не в старшей по возрасту публицистике. Были на то причины частные, касающиеся только общественно-политического жанра в диафильме, и причины общего порядка, имевшие в свое время большое отрицательное влияние на все области искусства. Речь идет о культе Сталина.
В такой отрасли искусства, как диафильм, культ личности также сыграл существенную тормозящую роль, что особенно сильно сказалось на диафильмах общественно политических.
Ясно, например, что любой диафильм на широкую историческую тему следовал канонизированным в период культа концепциям, непомерно раздувавшим роль Сталина и искажавшим историческую действительность. Диафильм был вынужден повторять догматические трактовки. Самый выбор общественно-политических тем был в значительной мере стеснен. Так, за весь период культа личности не было издано диафильмов о Марксе и Энгельсе. Не издавались диафильмы и о В. И. Ленине. Не было выпущено диафильмов по истории партии.
Диафильмы — искусство зрелищное, широко пользуется произведениями живописи и графики. Но большинство картин на узловые вопросы советской истории также создавалось под сильнейшим воздействием культа. Появились канонизированные полотна, репродукции с которых стали включаться в диафильмы самой разнообразной тематики. Это были помпезные, часто с налетом какой-то своеобразной куртуазности картины. В диафильмах «дежурными» кадрами стали картина В. Серова «Ленин провозглашает Советскую власть», в которой, вопреки исторической правде, сильный акцент опять-таки падал на Сталина, картина «За великий русский народ» и ряд других. Шла ли речь о войне 1812 года, о гражданской войне в Советской России, об Отечественной войне с гитлеровской Германией, о литературе, о вопросах биологии, диафильм не обходился без портрета или исторически фальшивой картины, рисунка, плаката. Исключения были редки.
Во многих диафильмах нашло отражение столь пышно разросшееся в те времена цитатничество. Но сразу оговоримся. Цитата цитате рознь. Еще древние греки говорили — цитата украшает изложение. Каждому известно, как широко и с какой скрупулезной точностью цитировали работы друзей и недругов Маркс й Энгельс, Ленин и все подлинные ученые. Скажем больше, если бы можно было составить диафильм по основным положениям «Коммунистического манифеста», произведения необыкновенно глубокого по содержанию и в то же время яркого, образного по форме, то вряд ли в этом случае было бы уместно обвинение в цитатничестве, вряд ли кому-либо пришло бы в голову пересказывать словами, а не брать цитатно гениальные по содержанию и форме положения о могильщике капитализма — пролетариате, переиначивать крылатые формулировки: «Призрак бродит по Европе», «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» и другие.