Текст, фото: Сусанна Альперина
Отправлено 04 Сентябрь 2016 - 21:10
Текст, фото: Сусанна Альперина
Отправлено 05 Сентябрь 2016 - 18:11
Отправлено 12 Сентябрь 2016 - 20:48
Отправлено 13 Сентябрь 2016 - 11:16
Отправлено 13 Сентябрь 2016 - 11:47
«Восстановить утерянную связь поколений» Источник - Русская планета
Как уфимский музей советского быта помогает человеку, выросшему в СССР, вспомнить все.
Отправлено 15 Сентябрь 2016 - 19:52
МУЗЕЙ СССР ПОЯВИЛСЯ В РЯЗАНИ
Источник : Областная Рязанская Газета
Фоторепортаж - здесь , группа музея Вконтакте.
"В субботу, 27 августа, Рязань пополнилась одним музеем.
В доме 6, корп.1 на проезде Яблочкова, в бизнес - центре НИТИ открылся музей СССР.
У всех его посетителей есть возможность вспомнить детство эпохи и посмотреть внушительную коллекцию
экспонатов того времени.
Придя в помещение музея, гости смогли окунуться в ту самую советскую эпоху.
Под музыку виниловых пластинок рязанцы с улыбкой вспоминали прошлые годы.
Посетители смогли посмотреть диафильм, увидеть удивительные предметы,
примерить многим знакомую одежду того времени.
В экспозиции представлены экспонаты советских времен – предметы быта, посуда, одежда, плакаты, магнитофоны,
проигрыватели, и многие другие вещи, игравшие важную роль в культуре и повседневной жизни людей эпохи СССР.
Задумка создать в городе музей СССР пришла в голову жительнице Рязани Светлане Маковой. По ее словам,
такая идея родилась спонтанно. Проектом женщина занималась на протяжении четырех лет.
Собирать предметы для музея Светлана начала с прошлой зимы.
Люди приносили ненужные для них вещи и предметы - старые пленки, телефоны, посуда, портреты, кассеты и
многое другое. Множество раритетов Светлана собирала по друзьям и знакомым, обращалась в СМИ и социальные сети.
Теперь же предметы ретро-обихода хранятся в одном месте - большинство представленных экспонатов уже не найти в обычных рязанских квартирах. Светлана признается - когда что-то приносили, она даже не могла понять предназначение некоторых вещей и предметов. Помогал интернет. Как подчеркивает основательница музея СССР, создала она его не ради прибыли, а чисто за идею – вся выручка будет уходить на оплату аренды.
До 1 сентября музей будет работать бесплатно, в дальнейшем плата за вход будет 100 рублей для взрослых и
70 рублей для детей. Сейчас музей работает с 9 до 19 часов, с 1 сентября расписание изменится. "
№2
В Рязани открылся музей СССР
Источник - РЯЗАНСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО 7info
В субботу, 27 августа, в Рязани состоялось торжественное открытие музея СССР.
Чтобы окунуться в атмосферу советской эпохи, рязанцам и гостям нашего города придётся потрудиться,
потому что расположился музей в самой глубине торговых комплексов НИТИ, на проезде Яблочкова , в доме 6, строение 1,
на втором этаже. К счастью, не самое заметное местонахождение - это единственный и вполне объяснимый недостаток
нового музея. Тем более, что, попадая внутрь, сразу забываешь о проделанном пути.
Организатору Светлане Маковой удивительным образом удалось передать атмосферу типичной советской квартиры: здесь и уютная комната с трюмо, столиком, покрытым плюшевой скатертью, с портретами Есенина и Высоцкого и, конечно же, с ковром с оленями на стене,
и сервант, заставленный посудой и фотографиями, и кухня с ручной мясорубкой, стиральной доской и тяжёлыми фигурными формами для выпечки, и кладовая с коньками, велосипедами, гитарами и теннисными ракетками, и детская комната с коляской, пластмассовыми пупсами, бумажными куклами и настольным хоккеем.
Гладя на те или иные предметы, посетители музея с удовольствием узнавали своё детство и юность.
Одних умиляли ранцы и прописи, с которыми школьники ходили на уроки лет 30 назад, других было не оторвать
от кассетных и катушечных магнитофонов, плёночных фотоаппаратов или кружевных комбинаций в шкафу.
Старшему поколению будет приятно вспомнить, а младшему интересно узнать, как печатать на пишущей машинке и писать перьевой ручкой, как завести проигрыватель и повязать пионерский галстук, что такое диафильмы, фильмоскопы, радиолы, из чего плели роскошных белых пуделей, как волк из "Ну, погоди" ловил яйца и многое-многое другое. В Музее СССР всё покажут, расскажут и даже дадут потрогать и померить (разумеется, без ущерба для экспонатов).
Идею этого проекта Светлана Макова вынашивала и реализовывала около четырёх лет.
Всё началось с игрушечного железного самосвала - он заинтересовал сына Светланы и дал начало её коллекции. Потом семья загорелась идеей разыскать педальный москвич (сейчас таких в экспозиции - целых три).
А затем, после посещения подобного музея в Москве, Светлана решила найти помещение и показать ушедшую эпоху всем желающим рязанцам. Вещи для экспозиции собирались по родным, знаком, по объявлениям в интернете. На призыв Светланы откликнулись многие, и теперь в нашем городе стало на один музей больше.
Макова понимает, что открытие музея - это только начало. У неё и её семьи много планов и
идей по привлечению в музей посетителей, есть желание заручиться поддержкой министерства
образования региона и администрации города.
Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 01:26
Источник :БИЗНЕС Online , ДЕЛОВАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ГАЗЕТА ТАТАРСТАНА , 12 ДЕКАБРЯ 2015
«В эпохи, когда доверие к центральным СМИ падает, тут же появляются любительские медиа»
Диафильмы — вид масс-медиа, который сегодня забыт
"Сегодня в ЦСК «Смена» стартует двухдневный книжный фестиваль. Все выходные лучшие независимые издательства будут
представлять свои новинки, а лекторы расскажут об искусстве, архитектуре, дизайне и культуре.
Историк, доцент РГГУ и сотрудник Политехнического музея Анна Котомина прочтет лекцию о любительских
советских и российских медиа. «БИЗНЕС Online» она рассказала, почему большинство музеев, посвященных СССР,
— это скрещение советского уклада с мелкобуржуазным, а также как работа на российском телевидении перестала быть престижной.
«ЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — ЭТО ГРАНИЦА, ПО КОТОРОЙ ИДЕТ
БОРЬБА ЗА ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»
— Анна, о чем будет ваша завтрашняя лекция в «Смене»?
— Я занимаюсь историей медиа довольно давно, читаю курсы, которые входят в университетские программы.
Параллельно работаю в Политехническом музее, где есть большая коллекция индустриальных фотоальбомов.
Тематика лекции родилась на стыке этих занятий. Индустриальные альбомы — это странная штука.
Все видели семейные альбомы, где отражены рождение, свадьба, смерть людей. Есть точно такие же, которые изготовляли
предприятия, как правило, по заказу министерств, чтобы рассказать о своем существовании.
Они самодельные, но для публичного потребления. Попытка понять их природу заставила меня обратить внимание на проблему
профессиональных и любительских медиа. С одной стороны, эти альбомы официозные, но с другой — рукотворные и передают
что-то еще. К тому же можно рассмотреть вопрос не в книговедческом или литературоведческом плане,
а вспомнить о радиолюбителях, пиратском телевидении, проблеме любительской и профессиональной журналистики.
Если туда же включить нелегальные типографии — народников или большевиков, вырисовывается интересная картина,
она уничтожает многие клише, которые есть в голове почти у всех современных людей, начиная от подозрительности,
что нами манипулируют, заканчивая тем, что интернет разрушает книгу, журналистику, кинокритику в традиционном понимании.
Постановка привычных способов говорить об этом в историческую перспективу показывает, что воспринимать эти феномены,
возможно, стоит иначе.
Любительство и профессионализм — это граница, по которой между обществом и государством идет борьба за возможность
формировать общественное мнение. Моя лекция представляет собой серию кейсов, которые показывают, как это происходило
в разное время. Сам процесс связан не только с политической историей, но и с развитием технологий.
Появление фотоаппаратов «Фотокор» или детекторных приемников, новых приемов письма текстов в интернете —
каждый раз история борьбы за границу разыгрывается по-разному. Конечно, это связано и с колебаниями в обществе—
степенью доверия к государству, уровнем свободы.
— Почему вы также интересуетесь такими странными для современности видами медиа, как диафильмы?
— Я больше всего интересуюсь оптическими медиа. История студии «Диафильм» привела меня к оптическим медиа XIX века и
публичным чтениям, одним из инициаторов которых был Казанский университет. Из-за того что в России специфический климат
— темно и холодно зимой, к тому же большинство людей в XIX - начале XX века не умели читать,
диафильмы стали особенной русской историей. Обычно считают, что «Волшебный фонарь» — это протокино, а для XX века —
удешевленный вариант кино.
На самом деле это другое медиа, со своими возможностями, дешевое и легкое в производстве.
Они использовались в публичных народных чтениях, которые проводились с 1866 года по начало Первой мировой войны,
каждые выходные, в главном городском здании, скорее всего, в Казани тоже. Через это в некоторых поколениях люди
прошли по многу раз, эти «Волшебные фонари» могли охватывать аудиторию до 1200 человек.
Для либерально настроенной интеллигенции это была прекрасная возможность обратиться к народу,
потому что ее цензурировали меньше, чем печатное слово. Диафильмы — вид масс-медиа, который сегодня забыт.
— Сейчас много музеев, посвященных СССР, но обычно они просто заполнены бытовыми вещами,
которые предлагают посмотреть посетителю, без всякого анализа.
Откуда взялась эта тенденция?
— Музейный бум охватил Россию. Обычно это музеи одной комнаты, больше похожие на шоу-рум антикварных дилеров.
Как профессиональный музейный работник говорю вам: мы не считаем это музеями.
Музей — это не только комната с вещами, это коллектив, научные сотрудники, коммуникации, образовательные программы,
глубина и ширина. Как это все появилось? Мы пережили перелом от бытового уклада к мелкобуржуазному.
Ностальгия в привязанности к вещам — это мелкобуржуазная черта, которая еще не совсем стала рутинной.
Это ностальгия к маленьким вещам, мера общения с прошлым, которая вписывается в мелкобуржуазный уклад.
Настоящая история требует усилий и может быть травматична.
В советской культуре отношение к быту было истеричное: с одной стороны, он отрицался, а с другой
— люди любили те немногие предметы комфорта. Коллекционирование — всемирный феномен, но у нас он местами принимал
страстную форму. Эти музеи — скрещение советского уклада с мелкобуржуазным, сегодня каждый может арендовать помещение и,
не скрываясь, выставить напоказ свою коллекцию, найти любителей безопасного прошлого, которые заплатят 200 рублей за вход.
Вещи сами по себе ничего не говорят. В музее должны быть способы рассказать, но их обычно нет.
Мне кажется, в будущем количество таких музеев спадет, они станут лучше.
«ВЫСТАВКА «КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА» — ЭТО РАБОТА С СОВЕТСКИМ ПРОШЛЫМ»
— Выставка «Кинотеатр повторного фильма» переехала в Казань из кинотеатра
«Круговая панорама» в Москве,в котором вы являетесь директором по развитию.
Расскажите об идее этого проекта?
— Ее организующая тема — кино, каждый из художников выбрал что-то из советского времени с тем,чтобы представить свою форму ностальгии. Выставка «Кинотеатр повторного фильма» — это работа с советским прошлым.
Само выражение «Повторный фильм» — это коммерческий феномен. В советское время фильмы прокатывали по второму кругу,
чтобы заработать денег. Сейчас же, когда производится множество фильмов и они одновременно доступны через интернет,
этот феномен возвращения к фильму вообще не свойственен.
Действительно, до Казани выставка проходила на 6-й биеннале современного искусства в кинотеатре «Круговая панорама» —
объекте 1959 года, нашем ответе американским инженерам. Это странная система, которая до сих пор дает эффект полного погружения. Она может показать фильмы, сделанные только специальной для этого техникой, которой больше нет.
Сейчас кинотеатр существует потому, что есть старые фильмы, которые были сняты в СССР.
— Вы пытаетесь сделать из кинотеатра «Круговая панорама» музей?
— Мы пытались и пытаемся, но для этого нужна поддержка. Объект принадлежит департаменту культуры города,
сейчас существует несколько проектов музефикации, которые заключаются в консервации, чтобы для потока зрителей
использовать цифровую версию фильмов, а старую технику — только по особым случам. На выставке в Казани есть
фотографии из аппаратной тех людей, которые делали эти фильмы, — они из периода оттепели, энтузиасты.
Одно дело — смотреть кино, другое — как идет работа над картиной, тем более там есть замечательная история его создания."
Лекция «История любительских медиа в СССР/России. Общество vs государство, любительство vs профессионализм»
13 декабря, 14:00, центр современной культуры «Смена», расположенный по адресу ул. Бурхана Шахиди, 7
Отправлено 21 Сентябрь 2016 - 20:24
P.S. Кстати, очередное скромное достижение. В [условно] нашу базу diaf.library.ru сегодня был добавлен 5000-ный диафильм студии "Диафильм".
Теперь их 5 562.
И 1986-ой стал первым годом, перевалившим отметку 50% известных
160 из 306 (52.29%)
http://diaf.library....diaf¶m=1986
Отправлено 24 Сентябрь 2016 - 13:14
АиФ-Тула сообщает:
25 сентября тульским малышам покажут диафильмы
Мероприятие пройдёт в Выставочном зале Тулы ,Красноармейский проспект, 16
Новый проект «Диафильм и малыши» стартует этой осенью в Выставочном зале. Об этом сообщает пресс-служба ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей».
Мультимедийная лекция о советских автомобилях пройдёт в Туле
Маленькие туляки смогут посмотреть настоящие советские диафильмы. Взрослые получат возможность вспомнить прошедшую
эпоху и своё детство.
Первое мероприятие пройдёт 25 сентября. Начало в 12 часов.
В дальнейшем встречи будут проходить дважды в месяц по воскресеньям