Пришла пора сдвинуть этот камень.
Зам директора студии по техническим вопросам Сергиенко, увы, на мое письмо не ответил, поэтому все это только мои домыслы. Все данные приблизительные — вроде и примерного порядка достаточно. Все рассуждения относятся к диафильмам, изданным в 70-е годы, я не проверял, насколько они применимы к другим периодам.
Если что-то непонятно, где-то наврал, притянул за уши или не заметил другой интерпретации — не держите в себе, высказывайтесь.
Итак.
Во-первых,
согласно
ТУ 19-241-82, «в начальном ракорде допускается помещать служебную информацию, необходимую для контроля, учета, хранения и тиражирования (изготовления) диафильмов».
Во-вторых,
1. Фотографировали иллюстрации на несколько негативных пленок (репродукционных негативов) на аппарате «УДМ-2».
2. Каждый негатив склеивали в кольцо и на копировальном аппарате печатали позитивные копии на рулонах пленки примерно по 300 м.
Вот такие. С каждого негатива печатали по 600-900 экземпляров.
Уже можно делать первые выводы. Длина каждого диафильма — в среднем метр (в коротковатой «Мухе-Цокотухе» оказалось 39 кадров на 73,5 см + 3-4 технических кадра + 2-3 пустых между каждой копией), таким образом, на одном рулоне помещается примерно 300 диафильмов. Раз печатается 600-900 — значит, с каждого кольца-негатива печатали 2 или 3 рулона пленки.
Еще у склеенного в кольцо негатива ничего не поправишь — так что у всех копий, сделанных с одного негатива, табличка будет одинаковая. Гипотетически, вставляя новый рулон, кольцо-негатив могли разрезать и заново приклеивать другую табличку, но, во-первых, поменять второй кадр все же затруднительно, во-вторых, действие лишено осмысленности.
Таким образом, табличка не отражает тиражирование позитивных копий и относится только к съемке иллюстраций на негативы.
Еще одно косвенное подтверждение — у т.н. «съемочных диафильмов» (к которым относятся, например, все
кукольные) — этого кадра попросту нет (максимум —
дата на первом кадре). У таких диафильмов был совсем другой процесс производства — они снимались на негативную пленку, затем, более-менее выравнивая кадры по яркости и цвету, изготавливали из этой пленки позитив, затем этот позитив сворачивали в кольцо и делали из него нужное количество «вторичных негативов» (контратипов). Далее процесс совпадал: эти вторичные негативы также сворачивались с кольцо и из них тиражировались позитивные копии.
Ну а раз процесс тиражирования позитивных копий ровно такой же, а таблички с цифрами у них нет — лишнее подтверждение, что она не имеет отношения к тиражированию.
В-третьих,
«репродукционную съемку макетов диафильмов… производят на аппаратах УДМ-2… Аппараты подверглись нескольким переделкам…» — рассказывает Соколов в той же статье «Производство диафильмов и диапозитивов».
Единственное, на что здесь нужно обратить внимание — множественное число. Аппаратов было несколько.
В-четвертых,
месяцы в верхней части идут не подряд. Скажем, бывает II 1977, IV 1977, VI 1977, VIII 1977, XII 1977, но другие месяцы 1977-го года вам не попадутся.
Поскольку диафильмы все же наверняка производили постоянно, логично предположить, что это не месяц издания (съемки) диафильма, а месяц принятия издательского плана на издание этого диафильма.
Другие объяснения приветствуются.
В-пятых,
глянем внимательнее на сами таблички.
Этих табличек — металлических штуковин с дырками — было несколько, и они одинаковые, если нижние цифры одинаковые (для данного месяца, плюс-минус). Скажем, для каждой из нижних цифр 1, 2, 4, 5 будет использоваться своя, отличная от других табличка.
Один пример (я сам сравнил десятки изображений) — таблички с цифрами 2 внизу одинаковые, как и таблички с цифрами 5, у них пятнышки в одних и тех же местах — с учетом возможных дефектов пленки и отфотошопленных.
Каждая табличка использовалась длительное время — не выяснял конкретный срок службы, но по году вполне выходило.
В-шестых,
нижняя и средняя цифры могут быть не любые.
Скажем, с датой 1977 VIII нижняя цифра бывает только 1, 2, 4, 5, а средняя — 0, 1, 3, 5, 6, 8. Они пересекаются во всех комбинациях, разве что для нижней 1 не встречались еще средняя 0 и 3 — но нижняя 1 и встречается реже остальных. При этом нижняя цифра 4 была только в обучающих диафильмах, почти всех — черно-белых (
единственное известное мне цветное исключение). С другими датами будут использоваться другие номера, но принцип останется прежним: это ограниченный набор комбинаций.
В-седьмых,
попробуем подытожить.
Итак, вы
съемщик диафильмов. Нужно сфотографировать иллюстрации и выставить некоторые цифры для учета и контроля изготовления диафильмов. У нас несколько съемочных аппаратов и несколько металлических табличек, на каждой выставлена своя нижняя цифра. Вы работаете по издательскому плану от августа 1977 г., нижняя цифра бывает только 1, 2, 4 и 5. Средняя — только 0, 1, 3, 5, 6, 8.
(Для лучшего погружения в процесс — фотография аппарата «УДМ-2»).
Вопрос — что мы хотим и можем обозначить этими цифрами при таких вводных?
Я считаю, что нижняя цифра — это идентификационный номер съемочного аппарата. И соответственно у каждого аппарата была своя металлическая табличка.
Со средней сложнее — это некий подиндекс, но вот чего — пока намеков нет.
В-восьмых,
Кроме того, у одного диафильма с одной датой будут одинаковые нижняя и средняя, но могут быть разные, слегка отличающиеся верхние цифры.
В общем, тут логично предположить, что это порядковый номер негатива.
Также предположу, что «Капитан Крокус», например, занимает весь диапазон от 719 до 726 (для данной даты, нижней и средней цифры) и другие диафильмы с промежуточными верхними номерами не будут встречаться.
В-девятых,
все это позволяет косвенно оценить тираж — скажем, для «Капитана Крокуса» это минимум 8 негативов по 600-900 копий — значит, допечатка тиража составила от 5-7 тыс. диафильмов. Впрочем, какие-то негативы могли и отбраковываться.
Соколов утверждал, что студия в год производит 23 млн экземпляров диафильмов — что дает нам очень грубую оценку тиражей за год: четыреста новых диафильмов в среднем по 40 тысяч экземпляров, тысяча допечаток в среднем по 7 тысяч экземпляров. (В «Науке и жизнь» в 1987 г. утверждали, что «ежегодно выпускается дополнительным тиражом еще примерно 1500 диафильмов и серий диапозитивов»)
Свежевышедшие диафильмы часто допечатывались в тот же год, так что если мои предположения верны, то у них верхние цифры должны занимать диапазон порядка 15-30 последовательных чисел.
Быстрая сверка с производственными мощностями. Итак, 1400 диафильмов год, из них репродукционных — ну, пусть 1200, на которые приходится порядка 20 млн. копий. Из одного негатива делается 600-900 копий — значит, для тиражирования нужно сделать ~ 26 тыс. фотонегативов. Делим на 250 рабочих дней — значит, в день нужно было отснять 5 диафильмов на 100 негативов. Ну, как раз 3-5 съемочных установок и хватит, с учетом неравномерной загрузки, поломок и т.п.
В-десятых,
несколько нюансов и пробелов в рассуждениях.
Я честно вглядывался в «Капитана Крокуса» и «Необыкновенные растения» с разными номерами. По-моему, они сняты идентично, то есть иллюстрации не сдвигались. И я не очень понимаю, как последовательно снимать кадры на восемь разных негативов, не сдвигая их. В изданиях же других лет все иллюстрации будут сдвинуты, повернуты и обрезаны по краям чуть по-другому — ясно, что они честно доставались из папки и заново перефотографировались.
Диафильм «Москва - столица Олимпиады-80» по плану IX 1979 г. тиражировали сразу на двух установках —
№ 2 и
№ 5. У этих двух диафильмов отличаются первые кадры и заметно по-другому кадрирован 14-й кадр. Кроме того, разница двух верхних чисел — 716 и 929 — слишком большая, чтобы быть последовательной.
У некоторых разных диафильмов совпадает дата, верхнее число и нижняя цифра, средняя при этом отличается. Так что, по-видимому, счетчик негативов велся для пары нижняя + средняя цифра.
Я не знаю, однозначно ли эти цифры идентифицируют диафильм: скажем, что делали, если для одной даты и одинаковых нижних цифр счетчик доходил до 999? Обнуляли и начинали заново?
Ну а в нынешнем моем представлении, цифры на втором кадре означают примерно следующее.
Перед вами репродукционный диафильм — одна из 600-900 идентичных копий — снятый с оригинальных иллюстраций согласно издательскому плану от (месяц и год сверху) на съемочном аппарате с идентификационным номером (нижняя цифра) на фотонегатив с порядковым номером (верхние три цифры), ведущегося для данного аппарата и некоего неизвестно что значащего подиндекса (средняя цифра).
(Еще раз напомню, речь про таблички 70-х годов.)
Если потом где обнаружат брак — можно будет простым сравнением понять, где проблема: на съемочном аппарате, фотонегативе или при тиражировании.