Шевченко Владимир Гаврилович (1922-2008)
Родился в 1922 году на Украине в крестьянской семье. В 1937 году, после школы, поступает в Луганское художественное училище. Учился у Н.А.Яблонского, Н.К.Левченко, А.А.Фильберта. Война прервала учебу. Служил в автомобильном полку. После войны завершил учебу в училище (диплом с отличием).
В 1950 году поступил на графический факультет института имени И.Е.Репина Академии художеств СССР. Во время учебы прошел хорошую школу у наставников: С.В.Приселкова, Л.Ф.Овсянникова, Ю.М.Непринцева, М.А.Таранова. Учился на «отлично», пять лет был Сталинским стипендиатом.
1956 году получает диплом с отличием за рисунки к авторской книге «Сюн и Кунг». На тему рисунков писатель Виталий Бианки пишет текст, и в 1957 году книжка выходит в издательстве «Детская литература». Это стало началом творческой деятельности в издательствах страны.
Большая часть произведений В.Г.Шевченко адресована детям и юношеству. Художник проиллюстрировал около 100 книг и 50 диафильмов. В их числе: «Сюн и Кунг», «Бородино», «Броненосец Адмирал Ушаков», «Полководец», «Робинзон Крузо», «Затерянный мир», «Гулливер в стране Великанов», «Гулливер в стране Лилипутов» и многие другие. Рисунки к некоторым книгам приобретены музеями Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга.
Русская воинская слава — тема его эстампов: «Отчизны верные сыны», «Боевая юность», «Великая Отечественная» и др.
Художник много работал в пейзаже, в основном в миниатюрном размере.
Член Ленинградского отделения Союза художников с 1961 года - ЛОСХ. ( СПСХ )
Участник многих городских, зональных, всесоюзных и зарубежных выставок.
Ветеран войны и труда.
Участник IV-V съездов художников России.
Участвовал в работе Совета ветеранов творческого союза.
Владимир Шевченко с мамой Прасковьей Семёновной. 1958 год.
Юбилей академии художеств.
На юбилее любимого учителя А. А. Фильберта.
1983 год. Магазин "Ленинград". Открытие выставки книжной иллюстрации. Рядом с Владимиром Шевченко - художники А. С. Смирнов, В. А. Ветрогонский, В. А. Емедьянов
Музей-панорама "Бородинская битва". Встреча с ребятами на открытии персональной выставки Владимира Гавриловича.
Шевченко Владимир Гаврилович вместе с женой Нелли Александровной, дочками Галей и Леной.
Автопортрет. 1957. Белый карандаш.
Работа в «Диафильме» - это большая часть моей творческой жизни. Пятьдесят диафильмов, а в каждом диафильме – примерно пятьдесят проработанных оригиналов. Это две тысячи рисунков! Удивляюсь, как я все это осилил. Каждый рисунок – это киношная трактовка сюжета! Здесь главное - композиция и предельно точный рисунок от себя! Поэтому не так просто было работать в этой ситуации. Мне повезло. Во-первый, Виталий Бианки, по своей инициативе, написал сценарий для студии по моим рисункам к книге «Сюн и Кунг». Во-вторых – мое содружество с великолепным художественным редактором Александром Анатольевичем Морозовым перешло в большую уважительную дружбу и хорошее взаимопонимание по работе. Он доверял мне как художнику и человеку. За все годы совместной работы с ним ни разу не возникло «трудных разговоров». Мелкие замечания безоговорочно решались. Работать было интересно. ….
О работе над диафильмами:
Даниэль Дэфо «Робинзон Крузо» (1964; 1988) …это классика. С нею надо обращаться на «Вы».
Внимательно изучив, именно изучив сценарий, найдя остров на карте, выяснил какая там должна быть природа и «живность». Рисунков более ста. Найдя в эскизах образ, сделал голову героя из гипса (на живую натуру никаких денег не хватит!), и только после такой «артподготовки» приступил к оригиналам.
Текст сам просился на рисунки.
На студии Диафильм тиражировался все годы, пока студию не «прихлопнули».
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» (1966).
Работа над этим диафильмом шла весело и под музыку. Хороший музыкальный фон во время работы всегда способствует успеху. Во время работы пробовал новые материалы – здесь больше работал цветной тушью, чем привычной мне акварелью. Образ Гулливера выискивал на улице, в транспорте. Но нашёл на экране телевизора. Сделал быстрый набросок и образ героя диафильма сложился.
Кто-то заметил, что я здорово изобразил волосы Гулливера – а это так просто – не писал каждый волосок, а процарапал черенком кисти. Это из раздела маленькие хитрости. Диафильм «работал» до самого закрытия студии.
Конан Дойль «Затерянный мир» (1968)
Конан Дойль – удивительно привлекательный автор на все времена. Я был очень рад, получив сценарий этого чудесного рассказа. Пришлось окунуться в дебри палеонтологии (почему я и люблю свою работу иллюстратора – это широчайший интерес ко всему миру!)
Надо было изучить дебри джунглей Амазонки. Благо, что в нашем городе все это можно найти в музеях и библиотеках.
Труднее было найти характерного Челленджера. Хорошо, что автор сам подсказал его образ – некоторое сходство с приматом. Это и стало его обликом. Образ дикого примата срисовал с себя, изобразив «рожу» в зеркале.
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
В 1963 году московская студия «Диафильм» доверила сделать мне рисунки к гениальному стихотворению М.Лермонтова «Бородино». Это классика. Для детей. Это серьёзно! Как-то спросили у Максима Горького, как надо писать для детей? Писатель ответил: «Как для взрослых, только лучше!» Точно!
Решил сделать работу документальной, реалистичной, но без ужасов и моря крови! Несколько месяцев с карандашом и блокнотом изучал в библиотеках и музеях Ленинграда и Москвы все относящееся к этой грандиозной битве. Толстой, Тарле помогали мне в этой «диссертационной» работе. Я по часам уже знал все фазы боя. Казалось, что я уже могу водить экскурсии. Неделю изучал панораму «Бородинская битва» - шедевр Ф.Рубо. памятуя его творческое кредо: «Баталия начинается с географии», с волнением ходил по Бородинскому полю от памятника к памятнику – местам расположения войск.
Вот в такой творческой атмосфере велась работа над диафильмом. Каждый кадр – сложная композиция к нескольким строчкам поэта, которые я старался не просто иллюстрировать, а, по возможности, дополнять мысль автора.
Диафильм сделали обычный и звуковой, с музыкой Бородина и хорошим исполнением текста.
В 1978 году издательство «Советская Россия», увидев диафильм, поручило мне сделать книжку на эту тему. Материал был на «ходу».
Книжку сделал, точно соблюдая все детали формы войск России и обмундирования разно племенных войск Наполеона. (Из альбома Владимир Шевченко)
Вот что писал Сергей Левандовский о диафильмах Владимир Шевченко:
«Бородино»:
Так целых полгода заняла у него исследовательская работа, предварявшая создание диафильма на стихи М. Ю. Лермонтова «Бородино», детальное ознакомление с образцами вооружения и амуниции, обмундирование российской армии и французского воинства, вживание в эпоху, проникновение в самый дух народной эпопеи, поиск выразительных образов героев…
Эти поиски вылились у художника в создание серии работ, в которых многофигурные батальные сцены, показанные на фоне осеннего пейзажа, чередуются с данными крупным планом портретами и общими планами.
Изобразительный рассказ, то следующий за непосредственно за стихами, то вносящий некую визуальную паузу, ритмически выстроен логично и последовательно, что позволяет создать впечатляющий образ достойной, овеянной немеркнущий славой главы в истории России, наглядно представляя зрителям убедительные образы русских солдат, о которых так метко и не без укора в адрес современников сказано поэтом: «Да, были люди в наше время, могучее лихое племя: Богатыри – не вы!». Работа получила высокое признание.
Весьма удачной работой стал звуковой диафильм «Бородино». Здесь в единую, внушительную, «объёмную» композицию сливаются лаконичный, но столь ёмкий и образный поэтический текст М. Ю. Лермонтова в исполнении актёра-чтеца, впечатляющая музыка А. П. Бородина и вдохновенное искусство художника-графика В. Г. Шевченко, безупречно, можно сказать, виртуозно владеющего своим искусством, требующим исключительной меткости, сноровки и не терпящим каких-либо изменений и переделок.
О диафильме «Павлик - фанфарист» документальная повесть Льва Успенского. Диафильм повествует о трагическом происшествии Гражданской войны: отряд красных бойцов попал в засаду в горах Кавказа, и погибли все – от рядового до командира. Павлик, оказавшись в плену у белых, вспомнил слова проводника старика-осетина Кости Абаева, призывавшего соблюдать на перевале полнейшую тишину – иначе можно вызвать сокрушительную снежную лавину, все сметающую на своём пути. Выждав подходящий момент, юный мститель издал зычный трубный звук и ценой собственной жизни погубил целый вражеский полк – до полутора тысяч человек…
По мнению В. Г. Шевченко, современная книга и диафильм для детей имеет огромное воспитательное значение: во многом книга и диафильм в ответе за то, каким вырастет юный гражданин своей страны, каковы будут его идеалы, насколько патриотичным будет поколение, вступающее в ХХI век, в новое тысячелетие человеческой истории.
Обозревая пройдённый мастером акварели и иллюстраций путь, можно утверждать, что художник Владимир Гаврилович – художник счастливой судьбы. Он всегда творил по велению души и сердца и тем находил и находит верную дорогу к зрителю, читателю. Многотысячными тиражами изданы его книжки, не по одному изданию выдержали многие диафильмы. Книга всегда под рукой, в любой момент можно посмотреть и полюбившийся диафильм, вновь соприкоснуться с творчеством мастера…Благодаря этому значительно расширяется круг зрителей, растёт аудитория художника.
«Глазомер, быстрота, натиск» - слова, принадлежащие нашему непобедимому генералиссимусу А. В. Суворову - как нельзя лучше характеризуют и метод работы художника, и стиль, творческую манеру его произведений.
(Публикация составлена по альбому Владимир Шевченко, дочерью художника - Галиной.)
Полный список диафильмов, которые нарисовал Шевченко Владимир Гаврилович:
Сюн и Кунг - 1958г.
Строгий учитель (чёрно-белая версия) - 1960г.
Строгий учитель (цветная версия) - 1960г.
Восстание в тюрьме - 1960г.
"Вредная" девчонка - 1962г.
По следам - 1962г.
Побег - 1963г.
Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. Часть 1 - 1964г.
Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. Часть 2 - 1964г.
Бородино - 1964г.
Командир бронепоезда (чёрно-белая версия) - 1965г.
Командир бронепоезда (цветная версия версия) - 1965г.
Павлик-фанфарист - 1965г.
Мики и Марко - 1965г.
Гулливер в стране великанов - 1966г.
Гулливер в стране лилипутов - 1966г.
Охотники за динозаврами - 1967г.
Затерянный мир. Часть 1 - 1968г.
Затерянный мир. Часть 2 - 1968г.
Затерянный мир. Часть 1 (второе издание) - 1968г.
Затерянный мир. Часть 2 (второе издание) - 1968г.
Призраки белого континента. Часть 1 - 1969г.
Призраки белого континента. Часть 2 - 1969г.
Двести фамилий - 1969
Капитан Крокус. Часть 1 - 1970г.
Капитан Крокус. Часть 2 - 1970г.
Трава пахнет солнцем - 1971г.
Школа. Часть 1 - 1972г.
Школа. Часть 2 - 1972г.
Школа. Часть 3 - 1972г.
Царь зверей - 1973г.
Подвиг Александра Колесникова - 1974г.
Что умеют танкисты - 1984г.
Как я прыгал с парашютом - 1985г.
Как живет аэродром - 1986г.
Робинзон Крузо. Диафильм 1 - 1988г.
Робинзон Крузо. Диафильм 2 - 1988г.