Следуя пожеланиям посетителей этого сайта, попытаюсь кратко изложить последовательность действий при реставрации сканированных пленочных изображений. Помните, что диафильмы предназначены не для нас, бывших детей, заворожено смотревших когда-то тусклые кадры на простыне, а в основном для детей современных, избалованных яркими американскими 3d анимациями. Или есть другое мнение?)
Уверен, что ВЫ ВРЯД ЛИ ВОСПОЛЬЗУЕТЕСЬ моими рекомендациями, изложенными ниже: слишком трудоемко и долго. И это при том, что опять я расскажу наиболее простой вариант работы, без «изысков» и «изощрений». Но даже если вы, игнорируя упреки и издевки жены (мужа) о пустой трате времени, все же сядете колдовать за компьютером, еще не факт, что получится все так, как вы задумали. Процесс обработки Фотошопом весьма творческий и усугубляется тем, что мы, как правило, не видели исходных оригинал-макетов, потому рассчитываем на наше (далеко не японское) цветовосприятие и игнорируем калибровку мониторов. И все же, все же…
Основа работы – качественный скан, желательно сделанный на чем-то более совершенном, чем пересъемка фотоаппаратом и даже слайд-адаптером. Лично я в основном использую сканы сделанные на хороших сканерах, способных «отсеять» пыль и царапины при использовании дополнительного инфракрасного канала. Впрочем, если не заморачиваться с исправлениями геометрии («подушки» дисторсии, нелинейности перспективы и пр.), то сойдет и то, что есть под рукой. Главное – хотя бы иметь полный кадр в разрешении не менее 2400 dpi (с расчетом демонстрации готовых презентаций в Full HD). Имею ввиду оптическое, реальное, а не цифровое, аппаратное разрешение, от увеличения которого растет объем файла, но не его качество.
При сканировании желательно использовать не прилагаемое ПО сканера (как правило скудное), а какие-то продвинутые программы. Например, SilverFast Ai.
Я беру сканы только с автоматическим уменьшением царапин, но не автоматическим исправлением цвета. Цветопередача большинства пленок – увы – не очень, потому может пригодиться каждый бит (кстати, желательна глубина сканирования в 48 бит, пусть даже потом Фотошоп переведет ее и в 24 битовую глубину).
Ну, то что надо правильно обрезать кадры в размер 4х3 (при необходимости с поворотом изображения) – это понятно.
А вот дальше начнется. Работаем в Фотошопе (желательно CS5 и выше). Привожу только русские названия команд.
Решившимся начать рекомендую брать более-менее невыцветшие кадры. Желательно с пленок ORWO. По мере приобретения опыта цветовосстановления можно перейти и к пленкам Казанского химкомбината.
Для начала – «Автотон», «Автоцвет». Редко везет так, что цвета сразу становятся те, что надо. Применяем плагин Фотошопа Kodak ROC (поищите в Инете – найдёте, устанОвите). Настройки: начинаем с нулей, смотрим, как получится, отменяем, исправляем «по смыслу».
Вызываем команду «Уровни». Белую Пипетку ставим на буквы титров, черную Пипетку – между строк. Некоторые с той же целью применяют цветовую таблицу в начале ленты. У меня этот вариант «не прокатывал» из-за неравномерности тоновой и цветовой засветки полей таблицы при стандартной предустановленной величине Пипетки.
Увеличиваем насыщенность цветов командой «Вибрация» меню «Изображение». На сколько – дело опыта, вкуса художника и состояния пленки.
Как правило, потом я УМЕНЬШАЮ все еще пролезающий красный тон командой «Коррекция тона» в области теней (иногда даже до появления некоторого избытка зелени – имитация пленки ORWO). Возможно. потребуется УВЕЛИЧЕНИЕ красного и желтого цвета в области светов. Средние тона приходится трогать реже. При необходимости следует увеличить насыщенность общую или конкретного цвета соответствующей командой.
В заключение тоновой коррекции, для сглаживания зачастую появляющихся сине-зеленых ореолов по контурам контрастных тоновых переходов, а также включений в цветовые поля картинки, следует применить фильтр «Уменьшить шум» в основном из-за наличия в нем функции «Убрать цветовой шум» и «Убрать артефакты JPEG», поставив флажки в соответствующих местах. Остальные настройки следует использовать крайне осторожно, чтобы не потерять детализацию и, в то же время, чтобы не сильно выделить контуры.
Вообще, для Фотошопа есть куча вариантов команд, приемов и последовательности действий, а также всяких фильтров для выполнения задач цветовой, тоновой и резкостной коррекции. Умеете – пользуйтесь! Нет – читайте толстые книжки-руководства.
А еще есть маски и выделения, чтобы выделить конкретное место, деталь, слой и работать с цветом на нем. Ну, это уж совсем в тяжелых случаях. Даже я стараюсь этими делами не заниматься.
Далее переходим к ликвидации царапин и пылинок. Это просто и рутинно, а занимает до 80% времени от общей обработки. Применяем инструменты «Исправляющая точечная кисть» (с учетом содержимого), «Заплатка» (с учетом содержимого), с осторожностью – «Штамп». Следим, чтобы вместе с царапинами не исчезли детали изображения. Это, конечно, неизбежно, но рисунки диафильмов, как правило менее детализированы, чем фотографии, потому вполне можно добиться минимального изменения содержания изображения, оставшегося после убирания царапин. Тут дело техники и опыта. Совершенствуйтесь!
Напоследок реставрируем титры. Как – я уже писал ранее.
Я подумал, что нет смысла давать иллюстрации к тексту. Я описал общие приемы чисто качественно. А количественно для каждого конкретного кадра будут свои настройки.
Ну, и конечно, есть много тонкостей. Я готов ответить на конкретные вопросы всем заинтересованным лицам в меру своих знаний. Пишите мне на почту, заходите на DIASCOPE.NAROD.RU.
Валерий СУХОВЕЙ
Кадр диафильма "Репка", 1964 г., "Диафильм"